Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Прослушивание музыки подростком как процесс опосредствования переживания

Прослушивание музыки подростком как процесс опосредствования переживания

Аннотация

Актуальность. В отечественной школе культурно-деятельностного подхода широко представлены исследования об опосредствовании познавательных процессов, однако, опосредствование переживания как деятельности изучено недостаточно. Также не обнаружено исследований возрастных особенностей становления переживания как высшей психической функции. Было выдвинуто предположение, что частое слушание музыкальных композиций в подростковом возрасте выступает средством «овладения» (опосредствования) собственным переживанием. 

Цель исследования — изучение процесса возрастного становления переживания как деятельности и высшей психической функции в самодетерминированной (субъектной) активности подростков. 

Выборку составили 42 подростка (14–15 лет). 

Методы. Респондентам предлагалось: 1) нарисовать рисунок «Мое эмоциональное состояние» и заполнить первую часть авторской анкеты; 2) прослушать музыкальную композицию по собственному выбору; 3) повторно нарисовать свое эмоциональное состояние и заполнить вторую часть анкеты; 4) написать сочинение «Значение музыки в моей жизни». Анализ эмпирических данных осуществлялся с помощью метода обоснованной теории, контент-анализа, методов математической статистики. 

Результаты. Выявлены статистически значимые различия (критерий сдвига Вилкоксона r = ‒0,283; p = 0,78) в рангах выбора цвета изображения эмоционального состояния до и после прослушивания музыки, в уменьшении количества формально-стереотипных изображений (критерий «угловое преобразование Фишера» φ* = 1,646), в увеличении количества описаний положительных эмоциональных состояний (критерий «угловое преобразование Фишера» φ* = 5,582), в уменьшении количества описаний нейтральных эмоциональных состояний (критерий «угловое преобразование Фишера» φ* = 3,400). 

Выводы. Прослушивание музыки позволяет подросткам опосредствовать переживания, что может проявляться в степени их вовлеченности, погруженности в актуальное переживание-«испытывание», в изменении состояния — из спокойствия в активность, из напряжения — в расслабленность, из переживания страха — в переживание злости. В процессе слушания музыки подросток постепенно осваивает свой внутренний мир, начинает понимать свои эмоциональные состояния, осознает личностный смысл переживаний. Анализ сочинений подростков позволяет сделать вывод о том, что опосредствование переживаний с помощью музыкальной композиции (песни) как сочетания музыкального интонирования и текста помогает подросткам становиться в субъектную позицию по отношению к своим переживаниям.


Литература

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 

Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. No 5. С. 5–19. 

Василюк Ф.Е. Модель стратиграфического анализа сознания // Московский психотерапевтический журнал. 2008. No 4. С. 9–36. 

Горобец А.В., Орлова Е.Р. Исследование влияния социо-демографических признаков на музыкальные предпочтения подростков // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. No 4. С. 42–46. 

Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. М.; СПб.: Питер, 2003. 

Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 

Евдокимова И.А. Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007. 

Звонова Е.В. Символическое опосредствование переживания и понимание произведений искусства // Человеческий капитал. 2016. No 6 (90). С. 53–55. 

Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2006. 

Леонюк Н.А. Особенности эмоционального интеллекта и музыкальных предпочтений старших подростков // Вестник ГГУ. 2017. No 2. С. 128–136. 

Полозова А.В. Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2011. 

Торопова А.В. Архитектоника интонированного переживания (к обсуждению некоторых идей Л.С. Выготского) // Развитие личности. 2017. No 3. С. 78–93. 

Федосеева А.М. Роль эмоциональной саморегуляции в субъектном развитии подростка с задержкой психического развития // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования: Материалы научной конференции (Москва, 27–28 апреля 2021 г.). М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. 

Федосеева А.М. Особенности эмоционально-волевой саморегуляции у подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 2022. No 1. С. 15–27. 

Эльконин Б.Д. Субъект-субъектное пространство как результат развития // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. No 2. С. 78–83. 

Эльконин Б.Д. Психология развития с позиций культурно-исторической концепции. Курс лекций. М.: Авторский клуб, 2022. 

Glaser, B.G., Strauss, A.L. (1967). The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. Chicago: Aldine Publishing Company.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-4-90-105

Поступила: 22.06.2022

Принята к публикации: 18.10.2022

Дата публикации в журнале: 18.12.2022

Ключевые слова: переживание; опосредствование переживаний; прослушивание музыки; подростки

Доступно в on-line версии с: 18.12.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2022