Федосеева Анна Михайловна
кандидат психологических наук
Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития
-
Прослушивание музыки подростком как процесс опосредствования переживанияТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 4. c.90-105подробнее986
-
Актуальность. В отечественной школе культурно-деятельностного подхода широко представлены исследования об опосредствовании познавательных процессов, однако, опосредствование переживания как деятельности изучено недостаточно. Также не обнаружено исследований возрастных особенностей становления переживания как высшей психической функции. Было выдвинуто предположение, что частое слушание музыкальных композиций в подростковом возрасте выступает средством «овладения» (опосредствования) собственным переживанием.
Цель исследования — изучение процесса возрастного становления переживания как деятельности и высшей психической функции в самодетерминированной (субъектной) активности подростков.
Выборку составили 42 подростка (14–15 лет).
Методы. Респондентам предлагалось: 1) нарисовать рисунок «Мое эмоциональное состояние» и заполнить первую часть авторской анкеты; 2) прослушать музыкальную композицию по собственному выбору; 3) повторно нарисовать свое эмоциональное состояние и заполнить вторую часть анкеты; 4) написать сочинение «Значение музыки в моей жизни». Анализ эмпирических данных осуществлялся с помощью метода обоснованной теории, контент-анализа, методов математической статистики.
Результаты. Выявлены статистически значимые различия (критерий сдвига Вилкоксона r = ‒0,283; p = 0,78) в рангах выбора цвета изображения эмоционального состояния до и после прослушивания музыки, в уменьшении количества формально-стереотипных изображений (критерий «угловое преобразование Фишера» φ* = 1,646), в увеличении количества описаний положительных эмоциональных состояний (критерий «угловое преобразование Фишера» φ* = 5,582), в уменьшении количества описаний нейтральных эмоциональных состояний (критерий «угловое преобразование Фишера» φ* = 3,400).
Выводы. Прослушивание музыки позволяет подросткам опосредствовать переживания, что может проявляться в степени их вовлеченности, погруженности в актуальное переживание-«испытывание», в изменении состояния — из спокойствия в активность, из напряжения — в расслабленность, из переживания страха — в переживание злости. В процессе слушания музыки подросток постепенно осваивает свой внутренний мир, начинает понимать свои эмоциональные состояния, осознает личностный смысл переживаний. Анализ сочинений подростков позволяет сделать вывод о том, что опосредствование переживаний с помощью музыкальной композиции (песни) как сочетания музыкального интонирования и текста помогает подросткам становиться в субъектную позицию по отношению к своим переживаниям.
Ключевые слова: переживание; опосредствование переживаний; прослушивание музыки; подростки
-