Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Психологическая безопасность образовательной среды вуза как основа формирования профессионала

Психологическая безопасность образовательной среды вуза как основа формирования профессионала

Аннотация

Актуальность. Психологическая безопасность в образовательных организациях обеспечивает качество подготовки профессионалов новой формации, устойчивых к социальным и организационным изменениям, способных работать в ситуациях различной степени неопределенности. 

Цель исследования: изучение динамики восприятия психологической безопасности образовательной среды в процессе обучения в вузе, выявление взаимосвязи между уровнем профессиональной компетентности студентов и восприятием психологической безопасности образовательной среды, разработка рекомендаций руководителям образовательных организаций на основе полученных результатов. 

Выборка. В исследовании приняли участие 200 студентов 1–4 курсов в возрасте от 17 до 22 лет направления подготовки «Педагогическое образование», обучающихся по профилю «Начальное образование». 

Методы. В исследовании применялся метод кейсов, позволяющий определить уровень сформированности педагогических компетенций (несформированность, пороговый и продвинутый) и модифицированный опросник «Отношение к безопасности», позволяющий оценить психологическую безопасность образовательной среды вуза по показателям «атмосфера командной работы», «атмосфера безопасности», «удовлетворенность учебой», «распознавание (понимание) стресса», «восприятие менеджмента/руководства (на уровне факультета, университета)», «условия обучения». 

Для выявления взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды вуза и уровнем сформированности профессиональных педагогических компетенций использовался метод корреляционного анализа. 

Для определения достоверности различий наблюдаемых показателей между студентами различных курсов использовался однофакторный дисперсионный анализ. 

Результаты. Анализ полученных данных показал, что восприятие студентами психологической безопасности образовательной организации меняется от 1 к 4 курсу, при этом значимые различия наблюдаются по показателям «Атмосфера командной работы», «Атмосфера безопасности», «Распознавание (понимание) стресса», «Восприятие менеджмента/руководства на уровне факультета». У студентов 4 курса выявлена взаимосвязь между уровнем профессиональной компетентности и восприятием таких параметров психологической безопасности образовательной среды, как атмосфера командной работы, атмосфера безопасности, менеджмент/руководство на уровне факультета. 

Выводы. Результаты проведенного исследования дают основания рассматривать психологическую безопасность образовательной среды вуза как важный фактор успешного формирования профессионала. Повышение уровня психологической безопасности образовательной организации основывается на трех действиях: измерении, вмешательстве и предотвращении. Разработанные практические рекомендации позволяют образовательной организации осуществлять психологическую диагностику по предложенному алгоритму, определять таргетные точки восприятия психологической безопасности среды вуза (по шкалам опросника), оказывать помощь студенту в учебной и внеучебной деятельности, а также осуществлять комплекс профилактических мероприятий.


Литература

Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды как условие сохранения физического и психологического здоровья участников образовательного процесса // Развитие человека в современном мире. 2019. No 2. С. 79–87. 

Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. No 4. С. 11–17. 

Гринкруг Л.С. Концептуальный анализ мотивации участников образовательной деятельности вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. No 136. С. 174–188. 

Гузанов Б.Н., Кривоногова А.С. Профессиональная мотивация студентов вуза в процессе интегрированного производственного обучения: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 

Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 

Камышанов А.А., Климова Е.М. Развитие карьерных ориентаций курсантов как показатель становления профессионала // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. No 4 (31). С. 101–106. 

Кишиков Р.В., Кононов А.Н. Самоорганизация учебной деятельности студентов в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. No 1. С. 105–113. 

Климова Е.М. и др. Свидетельство о государственной регистрации базы данных No RU 2021622176 Российская Федерация. Оценка уровня профессионализма специалистов педагогического профиля: No 2021621896: заявл. 14.09.2021: опубл. 19.10.2021 [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47117043 (дата обращения: 17.09.2022). 

Кононов А.Н. Роль образа будущего в развитии профессионализма работника. Наука на благо человечества — 2016. Материалы ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов и студентов, посвящ. 85-летию МГОУ: Факультет психологии / Отв. ред. Е.М. Климова. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 

Котик М.А. Психология и безопасность. 3-е изд. Таллинн: Валгус, 1989. 

Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб.: Питер, 2001. 

Лаврентьева И.В., Игнатенко К.М. Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов) // Молодой ученый. 2015. No 6 (86). С. 778–783. 

Митина Л.М. Влияние личностных характеристик педагога на развитие его психотерапевтической функции. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2015. 

Пунько Н.Ю., Ионцева М.В. Специфика формирования социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов московских вузов. Интерактивный компонент // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, No 5. С. 191–194. 

Опрос «ФОМнибус» 23–25 сентября 2022 года // Результаты еженедельных всероссийских опросов ФОМ. Доминанты. Поле мнений. Выпуск 38 [Электронный ресурс] // URL: https://media.fom.ru/fom-bd/d38no2022.pdf (дата обращения: 17.09.2022). 

Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. Алма-Ата: Наука, 1990. 

Царанов К.Н., Тарбастаев А.Г., Рахматуллин Р.Э. и др. Адаптация и первичная апробация русскоязычной версии опросника «Отношение к безопасности» для медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. 2022. No 2. С. 57–64. 

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. 

Bordbar, F.T., Nikkar, M., Yazdani, F., Alipoor, A. (2011). Comparing the psychological well-being level of the students of Shiraz Payame Noor University in view of demographic and academic performance variables. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 29, 663–669. 

Sexton, J.B., Helmreich, R.L., Neilands, T.B. et al. (2006). The Safety Attitudes Questionnaire: psychometric properties, benchmarking data, and emerging research. BMC Health Serv Res., 6, 44. 

Suldo, Sh.M., Shaunessy, E., Thalji, A., Michalowski, J., Shaffer, E. (2009). Sources of Stress for Students in High School College Preparatory and General Education Programs Group Differences and Associations with Adjustment. Adolescence, 44 (176), 925–948. 

Urdan, T., Schoenfelder, E. (2006). Classroom effects on student motivation Goal structures, social relationships, and competence beliefs. Journal of School Psychology, 44 (5), 331–349.


Скачать в формате PDF

DOI: https: //doi.org/10.24412/TEP-23-7

Поступила: 28.10.2022

Принята к публикации: 30.01.2022

Дата публикации в журнале: 16.03.2023

Ключевые слова: психологическая безопасность; образовательная среда; вуз; профессионал; процесс формирования

Доступно в on-line версии с: 16.03.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2023