Климова Елена Михайловна

кандидат психологических наук
Старший научный сотрудник
-
Психологическая безопасность образовательной среды вуза как основа формирования профессионалаТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 1. c.90-102подробнее1396
-
Актуальность. Психологическая безопасность в образовательных организациях обеспечивает качество подготовки профессионалов новой формации, устойчивых к социальным и организационным изменениям, способных работать в ситуациях различной степени неопределенности.
Цель исследования: изучение динамики восприятия психологической безопасности образовательной среды в процессе обучения в вузе, выявление взаимосвязи между уровнем профессиональной компетентности студентов и восприятием психологической безопасности образовательной среды, разработка рекомендаций руководителям образовательных организаций на основе полученных результатов.
Выборка. В исследовании приняли участие 200 студентов 1–4 курсов в возрасте от 17 до 22 лет направления подготовки «Педагогическое образование», обучающихся по профилю «Начальное образование».
Методы. В исследовании применялся метод кейсов, позволяющий определить уровень сформированности педагогических компетенций (несформированность, пороговый и продвинутый) и модифицированный опросник «Отношение к безопасности», позволяющий оценить психологическую безопасность образовательной среды вуза по показателям «атмосфера командной работы», «атмосфера безопасности», «удовлетворенность учебой», «распознавание (понимание) стресса», «восприятие менеджмента/руководства (на уровне факультета, университета)», «условия обучения».
Для выявления взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды вуза и уровнем сформированности профессиональных педагогических компетенций использовался метод корреляционного анализа.
Для определения достоверности различий наблюдаемых показателей между студентами различных курсов использовался однофакторный дисперсионный анализ.
Результаты. Анализ полученных данных показал, что восприятие студентами психологической безопасности образовательной организации меняется от 1 к 4 курсу, при этом значимые различия наблюдаются по показателям «Атмосфера командной работы», «Атмосфера безопасности», «Распознавание (понимание) стресса», «Восприятие менеджмента/руководства на уровне факультета». У студентов 4 курса выявлена взаимосвязь между уровнем профессиональной компетентности и восприятием таких параметров психологической безопасности образовательной среды, как атмосфера командной работы, атмосфера безопасности, менеджмент/руководство на уровне факультета.
Выводы. Результаты проведенного исследования дают основания рассматривать психологическую безопасность образовательной среды вуза как важный фактор успешного формирования профессионала. Повышение уровня психологической безопасности образовательной организации основывается на трех действиях: измерении, вмешательстве и предотвращении. Разработанные практические рекомендации позволяют образовательной организации осуществлять психологическую диагностику по предложенному алгоритму, определять таргетные точки восприятия психологической безопасности среды вуза (по шкалам опросника), оказывать помощь студенту в учебной и внеучебной деятельности, а также осуществлять комплекс профилактических мероприятий.
Ключевые слова: психологическая безопасность; образовательная среда; вуз; профессионал; процесс формирования
-
-
Личностный потенциал спортсмена как предиктор результата соревновательной деятельностиТеоретическая и Экспериментальная Психология 2025. № 2. c.138–158подробнее85
-
Актуальность. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о поиске дополнительных ресурсов повышения результативности соревновательной деятельности российских спортсменов. Личностный потенциал спортсмена является одним из значимых факторов, обеспечивающих высокие спортивные результаты.
Цель. Выявить компоненты личностного потенциала спортсмена, являющиеся предикторами результативности соревновательной деятельности в разных видах спорта.
Выборка. В исследовании приняли участие 243 спортсмена, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет, участники I Всероссийской спартакиады сильнейших спортсменов в 2022 году (М = 25,55; SD = 4,95; 31,3% мужчин). Виды спорта включали самбо, дзюдо, бокс, фехтование, легкую атлетику и стрельбу.
Методы. Использовался авторский опросник «Личностный потенциал» (ЛП). Шкалы опросника позволяют оценить общий уровень ЛП и пять его компонентов: включенность, осмысленность, позитивность, интернальность и независимость. Для оценки успешности соревновательной деятельности учитывались результаты выступления (с первого по десятое место).
Результаты. Непараметрический дисперсионный анализ выявил различия между атлетами различных видов спорта по общему уровню ЛП и выраженности таких его компонентов, как «включенность» и «позитивность», в то время как по компонентам «осмысленность», «независимость» и «интернальность» различий не наблюдалось. Множественный регрессионный анализ позволил определить значимые компоненты ЛП, вносящие вклад в результативность спортсменов в зависимости от вида спорта. Для спортсменов, занимающихся самбо, значимыми являются «включенность», «осмысленность» и «независимость». Для дзюдоистов «включенность» является значимым предиктором только при учете уровня спортивного мастерства. Для боксеров «независимость» является значимым только с учетом возрастного фактора. Для легкоатлетов значимы «осмысленность» и «позитивность». Для спортсменов, занимающихся стрельбой, в результат соревновательной деятельности вносят вклад «позитивность», «независимость» и «интернальность». На результат спортивной деятельности в фехтовании влияют «позитивность» и «осмысленность».
Выводы. Личностный потенциал и его компоненты вносят различный по значимости вклад в результаты спортивной деятельности в зависимости от вида спорта. Диагностика личностного потенциала может служить инструментом прогнозирования результативности соревновательной деятельности. Результаты проведенного исследования будут полезны для психологического сопровождения спортсменов при подготовке к соревнованиям.
Ключевые слова: личностный потенциал; спортсмен; виды спорта; результативность; включенность; осмысленность; интернальность; независимость; позитивность
-