Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Концепции и модели интеллектуальной одаренности детей: мировые тенденции и перспективы в XXI веке

Концепции и модели интеллектуальной одаренности детей: мировые тенденции и перспективы в XXI веке

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена анализу изменений современных научных представлений об одаренности детей в последние годы на примере наиболее известных в мире концепций и моделей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного обоснования подходов к выявлению, развитию и поддержке одаренных детей как одного из приоритетных направлений системы образования.

Цель статьи — на основании анализа научных публикаций преимущественно последних пяти лет охарактеризовать основные тенденции в эволюции признанных в мире концепций и моделей интеллектуальной одаренности в контексте задач современного образования.

Результаты. Показано, что одной из главных тенденций изменений в концепциях одаренности является расширение и усложнение представлений о ее когнитивных и некогнитивных личностных компонентах и их развитии во взаимодействии с влиянием окружения. Демонстрируется специфика проявлений и развития одаренности в разных видах интеллектуальной деятельности, индивидуальная вариативность динамики одаренности на разных возрастных и образовательных этапах. Обосновывается необходимость построения образовательной среды, способствующей развитию одаренности; создания более сложных, вариативных и динамичных стратегий и методов образования.

Выводы. Результаты исследования расширяют и углубляют представления об одаренности детей и молодежи, демонстрируют вариативность ее когнитивных, личностных, социально-психологических характеристик, создают фундаментальную основу для развития и поддержки передовой образовательной практики.

Литература

Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: И.Д. Вильямс, 2007.

Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Способности и одаренность в психологии: современное состояние отечественных и зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 598–622. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-598-622

Психология одаренности и творчества / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017.

Ржанова И.Е., Бритова В.С., Алексеева О.С., Бурдукова Ю.А. Флюидный интеллект: обзор зарубежных исследований // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 4. C. 19–43.

Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивное развитие школьников: эффекты макро и микросредовых условий образования // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, № 5. С. 30–43.

Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.

Шумакова Н.Б. Интеллектуально одаренные пятиклассники: нужна ли практика обогащенного обучения в начальной школе? // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 3. С. 61–77.

Щебланова Е.И. Исследования проблемы одаренности в Психологическом институте: концептуальные истоки и современность // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 14, № 3. С. 83–99. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-83-99

Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников // Современная зарубежная психология. 2021 Т. 10, № 4. С. 97–106.

Bernstein, B.O., Lubinski, D., Benbow, C.P. (2021). Academic acceleration in gift ed youth and fruitless concerns regarding psychological well-being: A 35-year longitudinal study. Journal of Educational Psychology, 113, 830–845. doi: 10.1037/edu0000500

Brody, L.E., Stanley, J.C. (2005). Youths who reason exceptionally well mathematically and/or verbally. In R.J. Sternberg (Eds.), Conceptions of Giftedness (pp. 20–37). Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

Dai, D.Y., Li, X. (2020). Behind an accelerated scientifi c research career: dynamic interplay of endogenous and exogenous forces in talent development. Education Sciences, 10 (9), 220.

Foley-Nicpon, M., Assouline, S.G. (2020). High ability students with coexisting disabilities: implications for school psychological practice. Psychology in the Schools, 57 (10), 1615–1626. doi: 10.1002/pits.22342

Gagne, F. (2018). Academic talent development: theory and best practices. In Pfeiff er S.I., Shaunessy-Dedrick E., Foley-Nicpon M. (Eds.), APA handbook of giftedness and talent (pp. 163–183). Washington: APA. doi: 10.1037/0000038-011

Gagne, F. (2021). Differentiating giftedness from talent: the DMGT perspective on talent development. Washington: APA. doi: 10.4324/9781003088790

Gardner, H. (2020). A synthesizing mind: a memoir from the creator of multiple intelligences theory. Cambridge: The MIT Press.

Heller, K.A. (2020). Identification — multidimensional measures based on the Munich Model of giftedness (MMG). In F. Hellen, R. Piske et al. (Eds.), Identification and Enrichment Programs for Gift ed Students (pp. 31–51). Berlin: LIT.

Heller, K.A., Perleth, Ch. (2017). Die Münchner Hochbegabungstestbatterie (MHBT) — ein Tool für die Hochbegabungsdiagnostik. In U. Trautwein, M. Hasselhorn (Eds.), Begabungen und Talente. Tests und Trends (pp. 83–101). Göttingen: Hogrefe.

Kaufman, A.S., Raiford, S.E., Coalson, D.L. (2016). Intelligent testing with the WISC-V. Hoboken: John Wiley & Sons.

Lo, C.O., Porath, M., Yu, H.-P., Chen, Ch.-M., Tsai, K.-F., Wu, I-C. (2019). Giftedness in the making: a transactional perspective. Gifted Child Quarterly, 63 (3), 172–184.

Lubinski, D., Benbow, C.P., Kell, H.J. (2014). Life paths and accomplishments of mathematically precocious males and females four decades later. Psychological Science, 25 (12), 2217–2232.

Munich studies of giftedness. (2010). In K.A. Heller (Eds.). Berlin: Verlag.

Newman, T.V. (2008). Assessment of giftedness in school-age children using measures of intelligence or cognitive abilities. In S.I. Pfeiffer (Eds.), Handbook of giftedness in children. Psychoeducational theory, research and best practices (pp. 161–176). New York: Springer.

Reis, S.M., Peters, P.M. (2021). Research on the schoolwide enrichment model: Four decades of insights, innovation, and evolution. Gifted Education International, 37 (2), 109–141.

Reis, S.M., Renzulli, S.J., Renzulli, J.S. (2021). Enrichment and gifted education pedagogy to develop talents, gifts, and creative productivity. Education Sciences, 11 (10), 615.

Renzulli, J.S.(2016). Reexamining the role of gifted education and talent development for the 21st century: a four-part theoretical approach. International journal for talent development and creativity, 4 (1–2), 141–154.

Sternberg, R.J. (2005). The WICS model of giftedness. In R.J. Sternberg, J.E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness (pp. 327–342). Cambridge: Cambridge University Press.

Sternberg, R.J., Glaveanu, V., Karami, S., Kaufman, J.C., Phillipson, S.N., Preiss, D.D. (2021). Meta-intelligence: understanding, control, and interactivity between creative, analytical, practical, and wisdom-based approaches in problem solving. Journal of Intelligence, 9 (2), 19.

Sternberg, R.J., Kaufman, S.B. (2018). Theories and conceptions of giftedness. Handbook of giftedness in children. In S.I. Pfeiffer (Eds.), Psychoeducational theory, research, and best practices (pp. 29–47). Cham: Springer.

Subotnik, R., Olszewski-Kubilius, P., Worrell, F.C. (2019). Environmental factors and personal characteristics interact to yield high performance in domains. Frontiers in Psychology, 10, 2804.

Subotnik, R., Olszewski-Kubilius, P., Worrell, F.C. (2021). The talent development Megamodel: a domain-specific conceptual framework based on the psychology of high performance. In R.J. Sternberg, D. Ambroso (Eds.), Conceptions of giftedness and talent (pp. 425–442). London: Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-3-030-56869-6-24

Worrell, F.C., Subotnik, R.F., Olszewski-Kubilius, P., Dixson, D.D. (2019). Gifted Students. Annual review of psychology, 70, 551–576.

Zaboski, B.A., Kranzler, J.H., Gage, N.A. (2018). Meta-analysis of the relationship between academic achievement and broad abilities of the Cattell-Horn-Carroll theory. Journal of School Psychology, 71, 42–56. doi: 10.1016/j.jsp.2018.10.001

Скачать в формате PDF

DOI: https: //doi.org/10.11621/TEP-23-10

Поступила: 31.03.2023

Принята к публикации: 06.04.2023

Дата публикации в журнале: 13.06.2023

Ключевые слова: дети; способности; одаренность; интеллект; личность; развитие; образование; окружающая среда; психолого-педагогическая поддержка

Доступно в on-line версии с: 13.06.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2023