Диалектическое и формальное мышление в контексте понимания эмоций детьми младшего возраста
Аннотация
Актуальность. В статье представлены результаты лонгитюдного исследования когнитивно-эмоционального развития детей с позиции структурно-диалектического подхода. Рассмотрены показатели становления диалектического и формально-логического мышления и их взаимосвязи с пониманием эмоций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель исследования заключалась в проверке гипотезы о взаимосвязи развития диалектических и формальных операций и понимания эмоций у детей 5–9 лет.
Методы. Для оценки сформированности умственных операций и понимания эмоций детьми 5–9 лет был разработан специальный инструментарий. В исследовании также применялся структурно-диалектический метод анализа, с помощью которого проводилось изучение особенностей диалектического мышления и понимания эмоций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Изучение развития формального мышления проводилось в контексте операциональной теории интеллекта, разработанной Ж. Пиаже.
Выборку эмпирического исследования составили 50 детей в возрасте 5–9 лет (56% мальчиков и 44% девочек). Диагностика проводилась в период их пребывания в старшей и подготовительной группах детского сада, а затем во втором классе общеобразовательной школы.
Результаты. Было установлено существование двух форм диалектических преобразований: содержательных и структурных. Результаты исследования показали, что уже в дошкольном возрасте есть механизмы, которые позволяют детям применять диалектические мыслительные операции совместно с формально-логическими операциями при решении задач, связанных с пониманием смешанных эмоций.
Выводы. Полученные результаты подтвердили гипотезу о существовании связи диалектического и формального мышления с пониманием эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе изучения когнитивно-эмоционального развития детей в начальной школе была обнаружена тенденция, связанная с переходом от диалектического к формально-логическому мышлению. Этот результат нуждается в дальнейшем исследовании.
Литература
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006.
Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Алмазова О.В., Тарасова К.С. Развитие формально-логического и диалектического мышления у детей 5–8 лет // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 4. C. 4–14. https://doi.org/10.17759/chp.2022180401
Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Алмазова О.В., Тарасова К.С. Лонгитюдное исследование понимания смешанных эмоций детьми 5–6 и 7–8 лет: когнитивный аспект // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. № 1. С. 152–174.
Веракса Н.Е., Алмазова О.В., Айрапетян З.В., Тарасова К.С. Гетерохронность развития диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Психологический журнал. 2021а. № 42 (4). С. 59–73. https://doi.org/10.31857/S020595920015202-8
Веракса Н.Е., Алмазова О.В., Тарасова К.С. Диалектическое и формально-логическое мышление старших дошкольников // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 2. С. 129–149. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.10
Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Бухаленкова Д.А., Тарасова К.С. Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021б. Т. 18. № 1, С. 56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.
Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1971.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974.
Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка. СПб.: Питер, 2003.
Кедров Б.М. Законы марксистской диалектической логики и их отношение к законам формальной логики. В сборнике Диалектика и логика. Законы мышления / Под ред. Кедрова Б.М. Диалектика и логика. Формы мышления. М.: Издательство академии наук СССР, 1962.
Копнин П.В. Диалектическая логика и ее отношение к формальной логике. В сборнике Диалектика и логика. Законы мышления / Под ред. Кедрова Б.М. М.: Издательство академии наук СССР, 1962.
Мальцев В.И. Очерк по диалектической логике. М.: Изд-во Московского университета, 1964. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1993.
Ржанова И.Е., Алексеева О.С., Фоминых А.Я. Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2, С. 141–157. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.02.07
Abdulaeva, E.A., Smirnova, E.O. (2021). Formation of a Spatial Self-Image at an Early Age. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1 (1), 24–42. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0102
Fleer, M., Rey, F.G., & Veresov, N. (2017). Perezhivanie, Emotions and Subjectivity Advancing Vygotsky’s Legacy. New York: Springer.
Gross, D., & Harris, P.L. (1988). False beliefs about emotion: Young children’s understanding of misleading emotional displays. International Journal of Behavioural Development, 11, 475–488.
Leybina, A.V., Kashapov, M.M. (2022). Understanding Kindness in the Russian Context. Psychology in Russia: State of the Art, 15 (1), 66–82. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0105
Norenzayan, A., Smith, E.E., Kim, B.J., & Nisbett, R. E. (2002). Cultural Preferences for Formal Versus Intuitive Reasoning. Cognitive Science, 26, 653–684.
Piaget, J. (1980). Les Formes Élémentaires de la Dialectique. Paris: Gallimard.
Pons, F., Harris, P.L., & de Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology, 1 (2), 127–152. https://doi.org/10.1080/17405620344000022
Riegel, K.F. (1973). Dialectic operations: The final period of cognitive development. Human Development, 16 (5), 346–370. https://doi.org/10.1159/000271287
Sidera, F., Serrat, E., Rostan, C., & Sanz-Torrent M. (2011). Do Children Realize That Pretend Emotions Might Be Unreal? The Journal of Genetic Psychology, 172, 40–55. https://doi.org/10.1080/00221325.2010.504761
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-20
Поступила: 05.04.2023
Принята к публикации: 12.07.2023
Дата публикации в журнале: 29.09.2023
Ключевые слова: диалектическое мышление; формальное мышление; понимание эмоций; переживание; дети; дошкольники; младшие школьники
Доступно в on-line версии с: 29.09.2023
-
Для цитирования статьи: