Тарасова Кристина Сергеевна
Научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
-
Диалектическое и формальное мышление в контексте понимания эмоций детьми младшего возрастаТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 3. c.72-91подробнее922
-
Актуальность. В статье представлены результаты лонгитюдного исследования когнитивно-эмоционального развития детей с позиции структурно-диалектического подхода. Рассмотрены показатели становления диалектического и формально-логического мышления и их взаимосвязи с пониманием эмоций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель исследования заключалась в проверке гипотезы о взаимосвязи развития диалектических и формальных операций и понимания эмоций у детей 5–9 лет.
Методы. Для оценки сформированности умственных операций и понимания эмоций детьми 5–9 лет был разработан специальный инструментарий. В исследовании также применялся структурно-диалектический метод анализа, с помощью которого проводилось изучение особенностей диалектического мышления и понимания эмоций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Изучение развития формального мышления проводилось в контексте операциональной теории интеллекта, разработанной Ж. Пиаже.
Выборку эмпирического исследования составили 50 детей в возрасте 5–9 лет (56% мальчиков и 44% девочек). Диагностика проводилась в период их пребывания в старшей и подготовительной группах детского сада, а затем во втором классе общеобразовательной школы.
Результаты. Было установлено существование двух форм диалектических преобразований: содержательных и структурных. Результаты исследования показали, что уже в дошкольном возрасте есть механизмы, которые позволяют детям применять диалектические мыслительные операции совместно с формально-логическими операциями при решении задач, связанных с пониманием смешанных эмоций.
Выводы. Полученные результаты подтвердили гипотезу о существовании связи диалектического и формального мышления с пониманием эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе изучения когнитивно-эмоционального развития детей в начальной школе была обнаружена тенденция, связанная с переходом от диалектического к формально-логическому мышлению. Этот результат нуждается в дальнейшем исследовании.
Ключевые слова: диалектическое мышление; формальное мышление; понимание эмоций; переживание; дети; дошкольники; младшие школьники
-