Функциональная модель ролевых ожиданий в детско-родительских отношениях
Аннотация
Актуальность. Проблема отцов и детей сохраняет свою актуальность во все времена. Специалисты, работающие с семьями в консультативной практике, каждый день сталкиваются с необходимостью профессионального поиска ответов на поставленные перед ними вопросы. Зачастую эти вопросы лежат в плоскости взаимных ожиданий родителей и детей по отношению друг к другу. Но при всем многообразии исследований детско-родительских отношений система ролевых ожиданий в данных отношениях практически не изучена.
Цель. Разработать функциональную модель ролевых ожиданий в детско-родительских отношениях.
Выборка. В исследовании приняли участие 142 респондента в возрасте от 18 до 62 лет, обратившиеся к психологу с запросом на оптимизацию детско-родительских отношений со своими родителями и/или детьми.
Методы. Исследование выполнено на основе диагностической беседы с применением разработанной автором анкеты «Полуструктурированные незаконченные предложения». Для построения модели ролевых ожиданий в детско-родительских отношениях был использован категориальный метод «Кельтский крест», отражающий возможные состояния объекта в виде четырех квадратов и позволяющий проследить переходы объекта из одного состояния в другие. Метод дает возможность в полной мере осмыслить взаимосвязанность и взаимообусловленность выделенных в объекте элементов.
Результаты. Разработана функциональная модель ролевых ожиданий в детско-родительских отношениях, представляющая собой систему координат, на вертикальной оси которой — чувство вины, а на горизонтальной — обида в детско-родительских отношениях. Данная модель может объяснить причины возникновения, ход развития и разрушительные последствия взаимной обиды и чувства вины между родителями и детьми, что открывает перспективы для разработки механизма оптимизации детско-родительских отношений.
Выводы. Полученная функциональная модель ролевых ожиданий в детско-родительских отношениях может стать основой для дальнейших теоретических исследований и практических разработок в области семейной психологии и консультативной практики.
Литература
Апуневич, О.А. (2011). Коррекция обиды и обидчивости в подростковом возрасте. Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности. Череповец: Изд-во Чувашского государственного ун-та.
Боуш, Г.Д. (2022). Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). Москва: Изд-во «ИНФРА-М».
Братусь, Б.С. (1985). Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). Москва: Изд-во «Знание».
Бреслав, Г.М. (2020). Обида как предмет психологического изучения: от прощения — к его отсутствию. Психология. Журнал высшей школы экономики, 17(1), 27–42. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-1-27-42
Васильева, Е.Н., Орлов, А.В. (2013). Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, (4). URL: http://www.es.rae.ru/bulletinpp/205-911 (дата обращения: 24.02.2024).
Васильева, Е.Н. (2015). Ролевая структура детско-родительских отношений. Н. Новгород: Изд-во РАНХиГС.
Васильева, Е.Н. (2013). Научно-методические подходы к оценке ролевой структуры семьи. Нижегородское образование, (3), 85–91.
Будагова, Ю.В. (2023a). Модель развития нравственного сознания личности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: философия, психология, педагогика, 23(2), 192–197. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-192-197
Будагова, Ю.В. (2023b). Установочная модель обиды. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, (1), 59–76. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-59-76
Будагова, Ю.В. (2024). Эмоционально-установочная модель вины и ее структурно-содержательное наполнение и социальное проявление. Вестник государственного университета просвещения. Серия: психологические науки, (1), 70–86. https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-1-70-86
Гусаков, Н.Ю. (2010). Обида (психогенез деструктивного поведения). Йошкар-Ола: Изд-во Марийского государственного ун-та.
Ждакаева, Е.И. (2012). Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений: автореф. дисс. канд. психол. наук. Кемерово.
Казаневская, В.В. (2000). Интегральная теоретическая психология личности. Томск: Изд-во Томского ун-та.
Колыванова, Э.В., Ениколопов, С.Н. (2024). Месть: современный взгляд на историческую проблему. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 47(2), 11–30. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-13
Орлов, Ю.М. (2002). Обида. Вина. Москва: Изд-во «Слайдинг».
Печин, Ю.В. (2016). Исследования обиды в российской психологии: современное состояние и перспективы. Сибирский педагогический журнал, (3), 93–97.
Стоянов, А.С. (2020). Структура ожиданий в диалектике потребностей: к устойчивости общества. Социология, (5), 195–221.
Стросон, П.Ф. (2020). Свобода и обида. Финиковый компот, (15), 204–221.
Сычев, О.А., Гордеева, Т.О., Титова Граншам, В.А., Руднова, Н.А., Корниенко, Д.С. (2023). Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие. Национальный психологический журнал, (4), 123–136. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0411
Харчев, А.Г., Мацковский, М.С. (1978). Современная семья и ее проблемы. Москва: Изд-во «Статистика».
Шведовская, А.А. (2006). Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. психол. наук. Москва.
Шелер, М. (1999). Ресентимент в структуре моралей. Санкт-Петербург: Изд-во «Университетская книга».
Якимова, Т.В. (2008). Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков: дисс. канд. психол. наук. Москва.
Berne, E. (1962). Classification of positions. Transactional Analysis Bulletin, 1(3), 23. Burgoon, M., Miller, G.R. (2018). An expectancy interpretation of language and persuasion. In the Recent advances in language, communication and social psychology. (pp. 199–229). Abingdon: Routledge Publ.
Vroom, V.H. (1964). Work and motivation. New York: Wiley Publ.
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-06
Поступила: 24.04.2024
Принята к публикации: 03.09.2024
Дата публикации в журнале: 11.02.2025
Ключевые слова: детско-родительские отношения; ролевые ожидания; метод «Кельтский крест»; обида; вина
-
Для цитирования статьи: