Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Особенности коммуникативной активности подростков и студенческой молодежи в цифровой социальной среде

Особенности коммуникативной активности подростков и студенческой молодежи в цифровой социальной среде

Аннотация

Актуальность. В эпоху технологических трансформаций происходит усложнение условий социального взаимодействия, в связи с чем становится необходимым исследование коммуникативного поведения подростков и молодежи в цифровой социальной среде.

Цель. Целью исследования явилось изучение особенностей коммуникативной активности подростков и студенческой молодежи в цифровой социальной среде.

Выборка. В исследовании приняли участие 318 человек: в 2022 г. — 156 учащихся средних общеобразовательных школ (35 юношей и 121 девушка) в возрасте 16–17 лет, в 2024 г. — 162 учащихся высших учебных заведений (18 юношей и 144 девушки) в возрасте от 17 до 22 лет.

Методы. Исследование осуществлялось в два этапа в течение двух лет (2022–2024 гг.) методом поперечных срезов с использованием анкетирования и опроса. С помощью анкетирования получены данные об экранном времени мобильных электронных устройств участников: среднесуточном экранном времени за последние сутки, а также экранном времени, проведенном в мессенджерах и социальных сетях (Telegram, ВКонтакте и другие).

Результаты. Установлено, что основные коммуникации в цифровом социальном пространстве у студенческой молодежи происходят преимущественно в мессенджерах и социальных сетях. Вектор коммуникативной активности смещается в мессенджер Telegram. Среднесуточные показатели экранного времени подростков и студенческой молодежи в смартфонах в период с 2022 по 2024 гг. существенно возросли, также в срезе 2024 года возросла доля времени, проводимого в социальных сетях и мессенджерах, от общего среднесуточного экранного времени.

Выводы. Исследование обнаружило различия в коммуникативной активности подростков и студенческой молодежи в срезах 2022 и 2024 годов в двух основных направлениях. Во-первых, анализ экранного времени указывает на увеличение коммуникативной активности, опосредованной цифровой средой, что может свидетельствовать о снижении непосредственной коммуникативной составляющей общения. Во-вторых, наблюдаются различия в предпочтениях при использовании мессенджеров и социальных сетей: от общения в различных мессенджерах и социальных сетях в приблизительно равных долях в 2022 году к преимущественному использованию мессенджера Telegram в 2024 году.

Литература

Асонов, Д.Г., Король, В.В. (2024). Психологические и социальные особенности развития подростков в информационной среде. В кн.: Современные тенденции в науке, технике, образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (2 апреля, 2024 г.). (С. 17–24). Орёл: Изд-во Орловского государственного ун-та им. И.С. Тургенева.

Богданович, Н.В., Делибалт, В.В., Дегтярев, А.В. (2023). Интернет-риски и ресурсы: модель компетенций специалиста по работе с подростками. Психология и право, (3), 72–92. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130306

Богдановская, И.М., Углова, А.Б., Низомутдинов, Б.А., Никольская, А.С. (2023). Современные практики медиапотребления у студенческой молодежи. Мир науки. Педагогика и психология, (2). URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN223.pdf

Вербицкая, Н.О. (2019). Цифровая трансформация непрерывного образования: новый виток развития нейропедагогики. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, (3), 6–20. https://doi.org/10.14529/ped190301

Волкова, Е.Н., Сорокоумова, Г.В. (2024). Психологические критерии благополучия современных подростков в контексте изучения цифровой социализации. Социальная психология и общество, (2), 12–27. https://doi.org/10.17759/sps.2024150202

Дмитренко, Т.А. (2024). Актуальные проблемы профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков в условиях цифровизации образования. Москва: Изд-во Московского педагогического государственного ун-та. https://doi.org/10.31862/9785426313590

Забарная, Э.Н., Куриленко, И.В. (2012). Социальный медиа-маркетинг (на примере системы образования). Вестник Волынского института экономики и менеджмента, (5), 74–82.

Иевлева, О.В. (2023). Оценка риска использования мобильных электронных устройств для здоровья студентов: дисс. канд. мед. наук. Москва.

Колесников, В.Н., Мельник, Ю.И., Теплова, Л.И. (2019). Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте. Национальный психологический журнал, (1), 34–46. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0104

Кужелева-Саган, И.П. (2018). Организация социальных пространств 4.0 как условие высокого качества жизни человека цифровой эры. В кн.: Connect Universum. Сборник материалов 4-й Междунар. трансдисциплинарной науч.-практич. WEB-конф. (C. 122–125). Томск: Изд-во Томского государственного ун-та. https://doi.org/10.17223/9785946218597/22

Лебедева, М.Ю. (2023). Формирование коммуникативной среды синхронного онлайн-урока по русскому языку в китайских группах. Русистика, (2), 148–162. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-148-162

Молчанов, С.В., Алмазова, О.В., Поскребышева, Н.Н. (2018). Когнитивные способы переработки социальной информации из интернет-сети в подростковом возрасте. Национальный психологический журнал, (3), 57–68. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0306

Назаров, М.М. (2016). Цифровое поколение двухтысячных: особенности медиапотребления. Информационное общество, (3), 27–36.

Начарова, Л.И. (2024). Мессенджеры: новые медиа или эволюционный этап развития социальных сетей? Мир науки, культуры, образования, (2), 496–500.

Никишина, В.Б., Петраш, Е.А. (2023). Прогностические риски влияния цифровой социальной среды на развитие детей и подростков. Москва, Курск: Изд-во Курского государственного медицинского ун-та.

Носкова, Т.Н., Яковлева, О.В., Павлова, Т.Б., Смирнова-Трибульска, Е. (2018). Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования. Открытое образование, (3), 25–34. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-25-34

Носкова, Т.Н., Павлова, Т.Б., Яковлева, О.В. (2016). Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде. Интеграция образования, (4), 456–467. https://doi.org/10.15507/1991-9468.085.020.201604.456-467

Орлов, М.О. (2019). Многомерность цифровой среды в обществе риска. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, (2), 155–161. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-155-161

Стернин, И.А., Камбаралиева, У.Д. (2018). Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения. Коммуникативные исследования, (2), 20–34.

Стефанова, Н.А., Куванова, Т.С. (2017). Интернет как сервисная площадка. Актуальные вопросы современной экономики, (4), 44–49.

Zhuravlev, A.L., Zinchenko, Y.P., Kitova, D.A. (2022). Trends in the Study of Cultural-historical Phenomena on the Internet (based on a study of Russians’ attitudes towards money). Psychology in Russia: State of the Art, 15(1), 103–119. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0107

Skivko, M.O. (2021). Challenges for Modern Higher Education in the Context of Social, Digital, Technological, and Sustainable Trends. Sociology of Science and Technology, 12(2), 130–142.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-07

Поступила: 26.12.2024

Принята к публикации: 09.01.2025

Дата публикации в журнале: 13.02.2025

Ключевые слова: коммуникативное поведение; коммуникативная активность; цифровая социальная среда; социальные сети; цифровое социальное пространство; студенческая молодежь

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2025