Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Взаимосвязь самоотношения, индивидуально-типологических качеств и адаптации взрослых с инвалидностью

Взаимосвязь самоотношения, индивидуально-типологических качеств и адаптации взрослых с инвалидностью

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена актуальной проблеме социально-психологической адаптации взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Одним из параметров социально-психологической адаптации является успешность самоопределения личности в социальной среде, которая может быть отражена в таких показателях, как принятие себя и других, ответственность, интернальность. Ограниченные возможности здоровья рассматриваются как условия, определяющие специфику личностного развития, трудности формирования личностной идентичности. Самоотношение может выступать как один из факторов, значимых в социально-психологической адаптации личности, поскольку оно обуславливает стиль взаимодействия человека с миром, с социумом, варианты поведения.

Цель. Определить особенности самоотношения и индивидуально-типологические качества взрослых с различными типами дизонтогенеза, исследовать связь данных феноменов с параметрами адаптации.

Методы. Для определения специфики параметров социально-психологической адаптации использована Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А.К. Осницкого. Выраженность индивидуально-типологических качеств оценивалась при помощи Индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик. Для изучения особенностей самоотношения применен Тест-опросник cамоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

Выборка: 75 человек: 24 человека с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата вследствие ДЦП, 19 человек с тяжелыми нарушениями речи, 20 человек с нарушениями зрения, 12 человек с нарушениями слуха. Средний возраст респондентов - 34 года.

Результаты. Самоотношение взрослых с инвалидностью характеризуется низкой уверенностью в себе, отсутствием ожидания позитивного отношения к себе в социуме, недостаточностью самопонимания. За пределами средних нормативных значений, согласно методике исследования, оказались такие параметры адаптации, как принятие себя, непринятие себя, принятие других, внешний контроль. Выраженность различных вариантов индивидуально-типологических свойств у респондентов разных групп свидетельствует о наличии у них акцентуированных черт. В группах с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения выявлены одновременно достаточно высокие усредненные показатели лидерских качеств, активности и интроверсии, неуверенности в себе, тревожности.

Выводы. Самоотношение взрослых с различными типами дизонтогенеза характеризуется недостаточной уверенностью в себе, отсутствием ожидания позитивного отношения к себе в социуме, недостаточностью самопонимания, а их адаптация отличается компенсаторно завышенными принятием себя и внутренним контролем. Наличие акцентуированных черт у большой части респондентов может рассматриваться как фактор риска адаптации.

Литература

Адеева Т.Н. Психологические установки по отношению к детям с ОВЗ в аспекте процесса интеграции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2016. № 36 (41). С. 9–9. [Электронный ресурс] // URL: http://mprj.ru/archiv_global/2016_6_41/nomer01.php (дата обращения: 20.06.2023).

Адеева Т.Н., Тихонова И.В. Некоторые аспекты социокультурной детерминации субъективного благополучия лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, социокинетика. 2018. № 3. С.190–197.

Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 2. С. 29–41.

Вишнева А.Е. Особенности самооценки у больных с различными речевыми нарушениями // Национальный психологический журнал. 2016. № 1. С. 53–61.

Девишвили В.М., Носкова О.Г. Психологические исследования в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2016. № 3. C. 34–44.

Демина А.В. Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13, № 3 (44). С. 386–395. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2019-13-3-386-395

Долгова В.И., Василенко Е.А. Развитие критериальной базы изучения социальнопсихологической адаптации личности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5 (3). С. 530–534. https://doi.org/10.17513/snt.35947

Кацеро А.А. К вопросу о развитии аффективно-оценочного компонента Я-концепции студентов с ОВЗ // Вестник ДонНУ. Сер. Д: Филология и психология. 2019. № 4. С. 107–110.

Котов С.В., Степанов О.В. Социокультурные предпосылки и следствия стигматизации людей с ОВЗ: понятие «инвалид» как стигма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 12. С. 55–58.

Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83–91.

Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно историческая психология. 2014. Т. 10, № 3. С. 97–106.

Нагорная Л.А., Нагорный Н.Н. Коррекция Я-образа студентов с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений оптимизации инклюзивного образования в российской высшей школе // Наука и образование: новое время. 2017. № 6. С. 412–421.

Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.

Подольская Т.А., Мазурова Н.В. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья // Национальный психологический журнал. 2016. № 1. С. 70–77.

Попова Т.М. Индивидуально-психологические предпосылки аддиктивного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4 (2). С. 407–411.

Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Психологические особенности профессионального самосознания студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник московского института лингвистики. 2015. № 1. С. 96–105.

Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 102–119.

Семериков В.А. Особенности эмоциональных состояний у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 1. С. 23–26. https://doi.org/10.17805/ggz.2017.1.5

Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник: практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. М.: ООО «Компания Боргес», 2010.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983.

Столин В.В., Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. 1989. [Электронный ресурс] // URL: https:psycabi.net (дата обращения: 08.05.2023).

Хватова М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Гаудеамус. 2015. №1 (25). C. 9–17. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-v-strukture-psihologicheski-zdorovoy-lichnosti (дата обращения: 08.05.2023).

Bjorgaas, H.M. Elgen, I.B. (2021). Trajectories of psychiatric disorders in a cohort of children with cerebral palsy across four years. Disability and Health Journal, 14 (1), 100992. https://doi.org/10.1016/j.dhjo.2020.100992

Bonaccio, S., et al. (2020). The Participation of People with Disabilities in the Workplace Across the Employment Cycle: Employer Concerns and Research Evidence. Journal of Business and Psychology, 35, 135–158.

Collins, J., Barnoux, M., Langdon, P.E. (2021). Adults with intellectual disabilities and/ or autism who deliberately set fires: A systematic review. Aggression and Violent Behavior, 56, 101545. https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101545

Dirk-Wouter, S., et al. (2019). Participation in Social Roles of Adolescents With Cerebral Palsy: Exploring Accomplishment and Satisfaction. Archives of Rehabilitation Research and Clinical Translation, 1 (3–4). http:doi.org/10.1016/j.arrct.2019.100021/

Emerson, E., Fortune, N., Llewellyn, G., Stancliffe, R. (2021). Loneliness, social support, social isolation and wellbeing among working age adults with and without disability: Cross-sectional study. Disability and Health Journal, 14 (1), 100965. https://doi.org/10.1016/j.dhjo.2020.100965

Shefaly, Sh., Esperanza, D. (2020). The Lived Experiences of Children and Adolescents with Non-Communicable Disease: A Systematic Review of Qualitative Studies. Journal of Pediatric Nursing, 51. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2019.12.013

Trani, J.-F., Moodley, J., Anand, P., Graham, L., Maw, M.T.T. (2020). Stigma of persons with disabilities in South Africa: Uncovering pathways from discrimination to depression and low self-esteem. Social Science & Medicine, 265, 113449. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2020.113449

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-29

Поступила: 07.07.2023

Принята к публикации: 08.11.2023

Дата публикации в журнале: 12.12.2023

Ключевые слова: самоотношение; адаптация; нарушения подвижности; тяжелые нарушения речи; нарушения слуха; нарушения зрения

Доступно в on-line версии с: 12.12.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023