Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Модель построения психофизических действий актера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева

Модель построения психофизических действий актера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева

Аннотация

Актуальность. Театральное искусство нуждается в психологической методологии, которая могла бы лечь в основу обучения актерскому мастерству, позволяя осознанно управлять деятельностью. В настоящее время реалистическое направление театра (К.С. Станиславский, В.О. Топорков), основанное на идее жизненного правдоподобия актерской игры, не теряет своей актуальности, однако его термины и методы требуют соотнесения с психологическими конструктами, описывающими ее строение как вида деятельности.

Цель. Формирование модельных представлений о структуре психофизических действий актера путем соотнесения психологической структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву с системой актерской работы, представленной в подходах К.С. Станиславского, В.О. Топоркова.

Методы. В результате системного анализа трудов отечественных и зарубежных психологов (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, К. Левин, Б.В. Зейгарник, У. Джемс, С. Шехтер и др.) было осуществлено приложение теории деятельности А.Н. Леонтьева к методам актерского мастерства, изложенным в сочинениях известных театральных режиссеров (К.С. Станиславского, В.О. Топоркова, М.А. Чехова, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова и др.).

Результаты. Показано, что для внешней и внутренней стороны психофизического действия актера характерно идентичное психологическое строение: деятельность (воссоздание реалистичной человеческой активности) — мотив («сверхзадача», «борьба» персонажа), действие (психофизическое действие) — цель (образ конечного результата, исходящий из мотива-«сверхзадачи»), операция — условия (предлагаемые обстоятельства). Непрерывность и произвольность психофизических действий актера обеспечивается мотивационными структурами (мотив, цель), а не эмоциями, которые не обладают достаточной побудительной силой и длительностью. Естественным образом переживание возникает в процессе осуществления деятельности в предлагаемых обстоятельствах.

Выводы. Понимание структуры деятельности и ее мотивационной стороны позволяет управлять психофизическим действием актера путем произвольного целеполагания и осознанного достижения цели. Психофизические действия не могут осуществляться вне контекста предлагаемых обстоятельств и представляют собой синтез первой и второй сигнальных систем.

Литература

Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959.

Вахтангов Е.Б. Сборник / Сост. Л.Д. Вендровская, Г.Л. Каптерева. М.: Всероссийское театральное общество, 1984.

Верани А. Роль внутренней речи в высших психических процессах // Культурноисторическая психология. 2010. Т. 6, № 1. С. 7–17.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А. Красило и А. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Книга по требованию, 2014.

Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Планета музыки, 2021.

Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Издательство Московского университета, 1971.

Леонтьев А.Н. Эволюция психики. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

Марков П. О театре. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Искусство, 1974.

Машков В.Л., Долгих А.Г., Голик С.В., Самусева М.В. Методологические основы психологии театральной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 4. С. 179–199.

Мейерхольд В.Э. План курса по «биомеханике»; Биомеханика Курс 1921–1922 гг. / Мейерхольд: к истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб.: Культ Информ Пресс, 1998.

Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М.: Искусство, 1968. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989.

Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А., Войскунский А.Е. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999.

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2 кн. / Сост. Ю.С. Рыбаков. 2-е изд. доп. и испр. Кн. 1. О профессии режиссера. М.: Искусство, 1984.

Топорков В.О. Метод творческой практики К.С. Станиславского. Доклад на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1964.

Топорков В.О. О технике актера. М.: Искусство, 1954.

Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Х.: Гуманитарный центр, 2008.

Фрай О. Детекция лжи и обмана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. М.: Прогресс,1975.

Чехов М.А. О технике актера. М.: АСТ, 2018.

Чехов М.А. Уроки профессионального актера: на основе записей уроков, собранных и составленных Л.Х. Дюпре. М.: ГИТИС, 2011.

Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) М.: Тривола, 1994.

Cannon, W. (1927). The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory. The American Journal of Psychology, 39, 106–124.

Dijk, T.A. Van. (2006). Discourse and manipulation. Discourse and society, 17 (2), 359–383.

Evangelatou, A. (2020). Konstantin Stanislavski and Michael Chekhov: tracing the two practitioners’ “lures” for emotional activation. Stanislavski Studies, 9 (1), 21–39.

Hetzler, E. (2019). Emotion memory: “A dangerous reputation”. Stanislavski Studies, 8 (1), 87–96.

Lewin, K. (1935). A dynamic theory of personality. New York and London: McGraw Hill Book Company and Corporation.

Schachter, S. & Singer, J. (1962). Cognitive, Social, and Physiological Determinants of Emotional State. Psychological Review, 69, 379–399.

Tulane Drama Review (1964). Stanislavski and America: 2, 9 (2), 155–166.

Salmelin, R., Hari, R., Lounasmaa, O.V. & Sams, M. (1994). Dynamics of brain activation during picture naming. Nature, 368 (6470), 463–465.

Vincent, J.M. (1979). On the Art of Deception: How to Lie while Saying the Truth. Possibilities and Limitations of pragmatics: Proceedings of Conference on Pragmatics, July 8–14, 749–777.

Whyman, R. (2018). Stanislavski: Contexts and Influences. The Great European Stage Directors, 1, 1–29.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-31

Поступила: 20.10.2023

Принята к публикации: 26.11.2023

Дата публикации в журнале: 12.12.2023

Ключевые слова: деятельность; мотивация; Леонтьев; сверхзадача; театр; Станиславский

Доступно в on-line версии с: 12.12.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023