Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Личностные регуляторы построения образа будущего на разных этапах профессионализации

Личностные регуляторы построения образа будущего на разных этапах профессионализации

Аннотация

Актуальность. В современном быстро меняющемся мире крайне важно сохранение собственной траектории по отношению к жизненным целям, образу будущего на разных этапах профессионализации. В связи с этим, актуальным представляется определить личностные регуляторы, позволяющие осознанно и целенаправленно влиять на достижение ожидаемого будущего, и их изменение в процессе профессионализации.

Цель. Изучение образа будущего, его характеристик (полноты, четкости, временной перспективы), функций и личностных регуляторов (саморегуляции, совладающего поведения и смысложизненных ориентаций) на разных этапах профессионализации.

Методы. В исследовании использовались количественные методики: базовый опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ»; «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (ZTPI) в адаптации А. Сырцовой; «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева; методика «WCQ – Опросник способов совладания» в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой. Качественные методики: модифицированная авторами методика «Незаконченные предложения» и метафорические ассоциативные карты «Roads» Г. Салпетер, к которым было разработано авторское полустандартизированное интервью.

Выборка. 184 человека – мужчины и женщины от 16 до 40 лет (М=23,2; SD=7,43). Сформированы три эмпирические группы: респонденты на этапе профессионального самоопределения (в возрасте 16-17 лет); респонденты на этапе получения профессионального образования (18-25 лет); респонденты, занимающиеся профессиональной деятельностью (26-40 лет).

Результаты. Установлены значимые различия во влиянии саморегуляции, совладающего поведения и смысложизненных ориентаций на временную перспективу будущего на разных этапах профессионализации. Контент-анализ позволил описать структуру, четкость и полноту образа будущего. Регрессионный анализ показал, что «Локус контроля-Я», копинг-стратегия «Планирование решения проблемы» и регуляторно-когнитивная компетенция «Планирование» вносят наибольший вклад в регуляцию образа будущего. Направленность на будущее, актуальность планирования образа будущего имеет определённые различия и специфику на разных этапах профессионализации.

Выводы. Локус контроля, стратегии совладающего поведения и регуляторные компетенции могут рассматриваться в качестве личностных регуляторов построения образа будущего на разных этапах профессионализации.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. Ангеловский А.А. Профессионализация личности. Социальные агенты первичной и вторичной профессионализации // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 7. С.70–80.

Барский Ф.И., Грицук А.Г. Интервью о жизненной истории" Д. Макадамса как метод исследования нарративной идентичности // Психологическая диагностика. 2008. № 5. С. 3–48.

Гаврилюк В.В. Мехришвили Л.Л., Скок Н.И. Образ будущего в оценках нового поколения россиян. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2016.

Горбатов С.В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних: автореферат дисс. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2000.

Конжин С.И. Образ будущего и его личностные факторы на разных этапах профессионализации // Выпускная квалификационная работа (науч. рук. М.В. Сапоровская). Кострома, 2021.

Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога / Под ред. А.Г. Лидерса. 2007. №3 май-июнь 2007. С. 93–112.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.

Леонтьев Д.А. К психологии возможного: антропологический, детерминистский, аксиологический и экзистенциальный контексты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, №2. С. 111–121.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 62–78.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Институт практической психологии. М.: НПО; МОДЭК, 1996.

Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29, №3. С.101–109.

Crumbaugh, J.S, Maholick, L. (1964). An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis. Journal of Clinical Psychology, 20, 200–207. https://doi.org/10.1002/1097-4679(196404)20:2<200::AID-JCLP2270200203>3.0.CO;2-U

Giele, J.Z., Elder, G.H. (2001). Methods of Life Course Research: Qualitative and Quantitative Approaches. Contemporary Sociology, 5 (30), 540–541. https://doi.org/10.2307/3089377

Jung, H., Park, I.J., Rie, J. (2015). Future time perspective and career decisions: The moderating effects of affect spin. Journal of Vocational Behavior, 89, 46–55. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2015.04.010

Marko, K.W., & Savickas, M.L. (1998). Effectiveness of a career time perspective intervention. Journal of Vocational Behavior, 52 (1), 106–119. https://doi.org/10.1006/jvbe.1996.1566

Rogov, E., Azhiev, A., Gadarbosheva, Z., & Rogova, E. (2019). The peculiarities of professionalization of students-teachers with different levels of psychological stability. In SHS Web of Conferences, 70, 07004. France: EDP Sciences. https://doi.org/10.1051/shsconf/20197007004

Sachs, J.M., Levy, S. (1950). The sentence completion test. In L. Bellak (Ed.), (pp. 357–397). Projective psychology. N.Y.: Knopf.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-32

Поступила: 15.07.2023

Принята к публикации: 29.11.2023

Дата публикации в журнале: 12.12.2023

Ключевые слова: образ будущего; профессионализация; саморегуляция; совладающее поведение; смысложизненные ориентации

Доступно в on-line версии с: 12.12.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023