Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Ценностно-смысловые регуляторы и личностные особенности операторов «системы 112» с разным стажем работы

Ценностно-смысловые регуляторы и личностные особенности операторов «системы 112» с разным стажем работы

Аннотация

Актуальность. Деятельность оператора экстренной службы напрямую связана с организацией помощи людям, что накладывает на специалиста большую ответственность и особые требования нравственного характера.

Цель. Изучить ценностно-смысловые регуляторы и их связь с личностными особенностями операторов ГБУ «Система 112» с различным стажем работы.

Методы. В исследовании применялись следующие психодиагностические методики: авторский опросник ценностей профессионального взаимодействия; опросник «Психологический облик» Е.Н. Резникова (три шкалы: ценности-цели, ценности-средства и ценности отношения к труду); опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И. Моросановой; методика диагностики индивидуального стиля межличностного поведения Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик «Диагностика межличностных отношений»; «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева; «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной; методика оценки доверия/недоверия другим людям А.Б. Купрейченко; тест мотивационной структуры Г. Херцберга.

Выборка. Операторы ГБУ «Система 112» (N = 82 человека) и была разделена на две группы — «молодые (начинающие) специалисты» (стаж от 1 года до 3 лет) и «опытные специалисты» (стаж от 4 до 9 лет).

Результаты. Ценностно-смысловыми регуляторами профессиональной деятельности начинающих специалистов службы экстренной помощи являются «уважение» и «доброжелательность», отражающие ведущую направленность данного вида операторского труда. Индивидуально-личностное своеобразие данной группы характеризуется сочетанием ответственного отношения к работе с доверием себе. Основными механизмами саморегуляции «новичков» выступают моделирование и гибкость. Отличительной ценностью профессионального взаимодействия в группе опытных специалистов оказалось «трудолюбие». Специалистам этой группы свойственно брать на себя ответственность, основываясь на доверии к себе и своих стилевых особенностях саморегуляции. Для этой группы характерны также высокий уровень жизнестойкости, принятие рисков и самоконтроль.

Выводы. Для опытных операторов «Системы 112» основой индивидуального стиля, позволяющего преодолевать экстренный компонент в деятельности, является ценностное отношение к труду. Отличительный ценностно-смысловой регулятор этой группы — «трудолюбие» выполняет мотивационную функцию. Стратегия поведения опытных специалистов отражена во взаимосвязи триады «жизнестойкость», «принятие рисков» и «контроль». Профессиональная стратегия поведения начинающих специалистов экстренной службы связана с ценностным отношением к другому. Ведущую роль играют такие ценностно-смысловые регуляторы, как «уважение», «помощь», «доброжелательность», выполняющие интеграционную функцию. Для «новичков» экстренной службы характерна адаптационная стратегия, которая поддерживается такими механизмами саморегуляции, как «моделирование» и «гибкость». Их отличительным свойством является ответственное отношение к работе во взаимосвязи с доверием себе и гибкостью.

Литература

Алдашева А.А., Лим В.С., Лекалов А.А., Рунец О.В. Индивидуально-личностные детерминанты выбора стратегий преодоления сложности профессиональных условий летчиками ВКС. В сборнике Авиационно-космическая медицина, авиационная психология и военная эргономика. Становление, состояние и перспективы развития / Под ред. В.А. Пономаренко. М.: «Перо», 2021.

Алдашева А.А., Первачева О.А. Ценностно-смысловая сфера в представлениях специалистов-операторов «Системы 112» // Методология современной психологии. 2023. № 18. С. 15–28.

Астанина Н. Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. [Электронный ресурс] // URL: http://psyedu.ru/journal/2010/3/Astanina.phtml (дата обращения: 04.10.2023)

Банщикова Т.Н., Моросанова В.И. Регуляторно-личностная типология студентов с различным характером адаптации к новым социокультурным условиям. В сборнике Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России / Под ред. В.И. Моросановой, Е.А. Фоминой, Т.Н. Банщиковой. Иваново: Научный мир, 2018. https://doi.org/10.30888/978-5-6041451-4-2.1.4

Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л., Фомина Е.А. Cаморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления // Теоретическая и Экспериментальная Психология. 2022. № 2. С. 67–92. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-2-67-92

Безбогов А.А. Принцип системности Б.Ф. Ломова в психологии и оценивание функционирования систем «человек-техника». В сборнике Развитие идей Б.Ф. Ломова в исследованиях по психологии труда и инженерной психологии / Под ред. В.А. Бодрова и др. М.: ИПРАН, 1992.

Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000.

Боковиков А.М. Влияние модуса контроля над деятельностью на устойчивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях (на примерах компьютеризации деятельности): дисс. … канд. психол. наук. Москва, 1998.

Бражникова А.Н. Нравственность профессионала: постановка проблемы и возможность исследования. В сборнике Личность профессионала в современном мире / Под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М: ИПРАН, 2013.

Брессо Т.И. Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации студентов социономических профессий: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2013.

Грачев А.А. Психологическая модель работника в организационной психологии. В сборнике Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / Под ред. А.Н. Занковского, А.Л. Журавлева. М.: ИПРАН, 2018.

Григорьев Л.И., Чернышева О.Н., Кучерявый В.В. Оценка профессионально важных психологических характеристик диспетчера в человеко-машинных системах АСУТП нефтегазового производства // Проблемы управления. 2017. № 1. C. 65–74.

Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: ИПРАН, 2006.

Зинченко В.П., Труш В.Д. Применение ЭВМ для исследований исполнительной и познавательной деятельности оператора. В сборнике Труды ВНИИТЭ. Эргономика / Под ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ, 1978.

Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М.: ИПРАН, 2008.

Кухтова Н.В. Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи // Психология человека в образовании. 2021. T. 3. № 3. C. 273–287.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.

Моросанова В.И. Актуальные направления исследования осознанной саморегуляции в образовании и профессиональном самоопределении. В сборнике Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России / Под ред. В.И. Моросановой, Е.А. Фоминой, Т.Н.

Банщиковой. Иваново: Научный мир, 2018. https://doi.org/10.30888/978-5-6041451-4-2.1.1

Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004.

Никуло Е.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 28–32.

Первачева О.А. Ценностно-смысловые регуляторы профессионального взаимодействия в группах с разной эффективностью труда. В сборнике Психологические исследования / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенковой. М.: ИПРАН, 2022.

Постылякова Ю.В. Роль ценностных ориентаций руководителя при выборе способа действий в сложной профессиональной ситуации. В сборнике Личность профессионала в современном мире / Под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: ИПРАН, 2014.

Резников Е.Н. Психологический облик русских (на материале исследования жителей Костромской области). М.: ИПРАН, 2014.

Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: методическое руководство. М.: МКЦ при ГУТСВ Мосгорисполкома, 1990.

Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 186–190.

Сыркина А.Н. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной мотивации: на примере специалистов локомотивных бригад: дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2009.

Abric, J.C. (1994). The internal organization of social representations: central system and peripheral system. In C. Guimelli (Ed.), Structures and transformations of social representations (pp. 73–84). Lausanne: Delachaux et Niestlé.

Flament, C. (1987). Pratiques et representations sociales. In J.L. Beauvois, R.V. Joule et J.M. Monteil (Eds), Théorie simplicites et conflits cognitifs (pp. 143–150). Cousset: Del Val.

Herzberg, F. (1968). Work and the nature of man. London: Staples Press.

Vergès, P. (1992). L’évocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation. Bulletin de Psychologie, 45, 203–209.

Wolter, R.P., Wachelke, J., Sá, C., Passeri, C. & Naiff, D. (2015). Temporalidade e representações sociais: estabilidade e dinâmica dos elementos ativados pelo Regime Militar brasileiro. Psychologica, 58 (1), 107–125. https://doi.org/10.14195/1647-8606_58-1_6

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-33

Поступила: 11.07.2023

Принята к публикации: 06.10.2023

Дата публикации в журнале: 12.12.2023

Ключевые слова: оператор «Системы 112»; профессиональное взаимодействие; ценностно-смысловые регуляторы; мотивация; стиль саморегуляции поведения

Доступно в on-line версии с: 12.12.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023