Субъективное благополучие учителей как эмоциональный регулятор профессионального роста: возрастной и гендерный аспекты
Аннотация
Актуальность. Новое время с его нестабильностью, неопределенностью и неоднозначностью определяет необходимость постоянного профессионального роста как принципиального условия обеспечения личной психологической жизнеспособности педагогов. Особую актуальность в этой связи приобретает исследование психологической регуляции их профессионального роста.
Цель. Поиск и выявление характера связей между уровнем субъективного благополучия учителей и их отношением к профессиональной деятельности, направленностью на преодоление профессиональных дефицитов.
Методы. Ранжирование субъективной сложности программ повышения квалификации учителей, авторская анкета самооценки профессиональных дефицитов и авторская анкета оценки субъективного благополучия (СБ).
Выборка. 655 учителей (из них 145 мужчин, 510 женщин) трех возрастных групп: молодого, среднего и старшего возраста.
Результаты. Субъективное благополучие рассмотрено как регулятор деятельности по снижению профессиональных дефицитов. Проведен анализ по гендерным и возрастным подгруппам. Показано, что наиболее высокий уровень СБ характерен для учителей-мужчин и учителей старшего возраста. Высокий уровень СБ сопровождается невысокой значимостью успеха в профессиональной деятельности, более низкой подверженностью стрессу и сдержанностью в желании профессионального роста. Выбор курсов повышения квалификации в основном определяется профессиональными дефицитами, связанными с методами преподавания и воспитания. Наиболее выражено стремление к профессиональному росту у молодых учителей с относительно невысоким уровнем СБ. Для них важен успех в профессиональной деятельности, залогом которого является профессиональная компетентность и поддержка педагогического коллектива. При такой ориентации на профессиональный успех теряют значимость факторы переработки, усталости и здоровья. Подверженность стрессу смягчается поддержкой коллектива. Такие учителя выбирают сложные курсы информационных технологий и тьюторства.
Выводы. СБ выполняет роль регулятора профессионального роста в зависимости от возраста и гендерной принадлежности учителя. Оптимальным для профессионального роста является средний уровень СБ.
Литература
Брызгалин Е.А. Ключевые положения о личностных ценностях и смыслах (по Материалам отечественных и зарубежных научных источников) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 2 (15). С. 46–66.
Егорышев С.В. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения их профессиональной эффективности // Вестник РУДН. Серия Социология. 2023. Т. 23, № 1. С. 61–73.
Захарова Л.Н., Саралиева З.Х-М., Леонова И.С. Заладина А.С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала // Системная психология и социология. 2019. № 2. С. 36–52.
Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. СПб.: Питер, 2010. Игнатьев П.Д., Трусова А.В. Саморегуляция: обзор современных представлений // Санкт-Петербургский психологический журнал. 2016. № 15. С. 55–69.
Казин Ф.А., Лукьянова Н.Г. Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 155–189.
Котовская С.В. Субъективное благополучие как составляющая психического здоровья современной молодежи // Международный журнал медицины и психологии. 2022. Т. 5, № 8. С. 64–70.
Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Современные подходы к изучению качества жизни: от объективных контекстов к субъективным // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 4. С. 142–162. https://doi.org/10.17759/sps.2022130409
Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С. 4–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
Патутина Н.А., Ревина М.А. Организационная культура школы: реальное состояние и перспективы // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 4. С.7–17.
Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 116–137.
Aguirre-Muñoz, Z., Gulden Esat, G., Bradley Smith, B., Choi, N. (2023). Effects of teaching efficacy, advocacy, and knowledge on coping and well-being of dual language immersion teachers. Journal of Latinos and Education, 1–16. (Retrieved from https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/15348431.2023.2189120) (review date: 12.06.2023).
Burić, I., Slišković, A., Penezić, Z. (2019). Understanding teacher well-being: a cross-lagged analysis of burnout, negative student-related emotions, psychopathological symptoms, and resilience. Educational Psychology, 39 (9), 1136–1155. https://doi.org/10.1080/01443410.2019.1577952
Cheetham, G., Chivers, G. (1999). Professional competence: harmonizing reflective practitioner and competence-based approaches. Developing the Capable Practitioner. In D. O’Reilly, L. Cunningham & S. Lester (Еds.), (pр. 215–228). Chapter 18. – Kogan Page, London.
Diener, E., Suh, E.M., Lucas, R.E., Smith, H.L. (1999). Subjective well-being: three decades of progress. Psychological Bulletin, 125 (2), 276–302. https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.2.276
Dreer, B. (2022). Teacher well-being: Investigating the contributions of school climate and job crafting. Cogent Education, 9 (1), 1–13. https://doi.org/10.1080/2331186X.2022.2044583
Duchek, S. (2020). Organizational resilience: a capability-based conceptualization. Business Research. 13, 215–246. https://doi.org/10.1007/s40685-019-0085-7
Johansen, B., Euchner, J. (2013). Navigating the VUCA World. Research-Technology Management, 1 (56), 10–15. https://doi.org/10.5437/08956308X5601003
Hascher, T., Beltman, S., Mansfield, C. (2021). Teacher wellbeing and resilience: towards an integrative model, Educational Research, 63 (4), 416–439. https://doi.org/10.1080/00131881.2021.1980416
Nielsen, K., et al. (2017). Workplace resources to improve both employee well-being and performance: A systematic review and meta-analysis. Work & Stress, 31 (2), 101–120. https://doi.org/10.1080/02678373.2017.1304463
Perryman, J., Calvert, G. (2020). What motivates people to teach, and why do they leave? Accountability, performativity and teacher retention. British Journal of Educational Studies, 68:1, 3–23. https:/doi.org/10.1080/00071005.2019.1589417
Schmitt, A., Weigelt, O. (2023). Negative work events impede daily self-efficacy through decreased goal attainment: Are action orientation and job autonomy moderators of the indirect effect. European Journal of Work and Organizational Psychology, 32 (3), 418–431. https://doi.org/10.1080/1359432X.2023.2166832
Zakharova, L., Saralieva, Z., & Leonova, I. (2023). Subjective Well-Being at the Workplace as a Social Action: Opportunities for Management and Self-Management. Happiness and Wellness, 299–328. https://doi.org/10.5772/intechopen.106595
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-36
Поступила: 14.07.2023
Принята к публикации: 24.11.2023
Дата публикации в журнале: 12.12.2023
Ключевые слова: трудовая деятельность; субъективное благополучие; профессиональный стресс; возраст; гендер; трудовая усталость; профессиональный рост
Доступно в on-line версии с: 12.12.2023
-
Для цитирования статьи: