Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Роль контроля поведения в успеваемости и социальной компетентности младших школьников

Роль контроля поведения в успеваемости и социальной компетентности младших школьников

Аннотация

Актуальность. Способность к саморегуляции играет важную роль в школьной успешности детей — их успеваемости и социальной компетентности. Однако в настоящий момент о конкретных аспектах саморегуляции, вносящих вклад в те или иные компетентности, известно еще недостаточно.

Цель. Выявить вклад контроля поведения как субъектной регулятивной функции в успеваемость младших школьников и в их социальную компетентность.

Методы. Опросник BRIEF для оценки контроля поведения, социометрия для оценки социальной компетентности, дополнительно — анкета для учителей, направленная на выявление отношения учителя к ребенку как фактора, который тоже может влиять на исследуемые переменные.

Выборка. 75 детей 9–10 лет, из них 34 девочки, учащиеся 3–4 классов.

Результаты. Регрессионный анализ показал, что контроль поведения вносит вклад в успеваемость (R2 = 0,341, p = 0,022 для русского языка; R2 = 0,425, p = 0,006 для математики, наиболее существенный предиктор — рабочая память), также предиктором успеваемости является оценка популярности ребенка учителем (β = 0,588 для русского языка и β = 0,623 для математики). Кроме того, контроль поведения предсказывает вероятность принятия ребенка сверстниками (R2 = 0,260, p = 0,028), но, помимо показателей контроля поведения, предиктором принятия школьника является его успеваемость.

Выводы. Выявлен вклад контроля поведения в академическую успешность и социальную компетентность младших школьников. Дальнейшая работа будет связана с прояснением роли эмоционального контроля и инициативности ребенка в успеваемости и социальной компетентности младших школьников.

Литература

Инкина С.Г. Влияние педагогических условий на формирование готовности младших школьников к саморегуляции деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С.123–130.

Малий Д.В., Медведев П.Н., Романова О.М. Взаимосвязь учебной успеваемости и социометрического статуса младших школьников в современной школе // МНИЖ. 2021. № 8-2 (110). С. 183–186. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.071

Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.

Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124–135.

Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 64–75.

Опросник для оценки функций программирования и контроля у детей: методическое руководство / Сост. и пер. Е.Ю. Гориной; Под ред. Т.В. Ахутиной. М.: Теревинф, 2019

Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Контроль поведения — интегративное понятие психической регуляции // В сборнике: Разработка понятий современной психологии / Под ред. Е.А. Сергиенко, А.Л. Журавлев. М.: «Институт психологии РАН», 2018. С. 343–378.

Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 3 (19). С. 34–54.

Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 3. С. 164–175.https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120313

Фомина Т.Г., Потанина А.М., Моросанова В.И. Медиаторные эффекты саморегуляции во взаимосвязи школьной вовлеченности и академической успешности учащихся разного возраста // Психология. Журнал ВШЭ. 2022. Т. 19, № 4. С. 835–846. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-4-835-846

Фомина Т.Г., Филиппова Е.В., Жемерикина Ю.И. Регуляторные и личностные ресурсы психологического благополучия и академической успеваемости младших школьников: дифференциально-психологический аспект // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 32–47. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140203

Хлыбова Е.В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. № 1. С. 166–169.

Юдина Т.А., Алехина С.В. К проблеме доказательной психологической оценки социальной компетентности школьников в инклюзивном образовании // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11, № 4. С. 41–50 https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110404

Blandon, A.Y., et al. (2010). Testing a developmental cascade model of emotional and social competence and early peer acceptance. Developmental Psychopathology, 22, 737–748. https://doi.org/10.1017/S0954579410000428

Brock, L.L., Rimm-Kaufman, S.E., Nathanson, L., Grimm, K.J. (2009). The contributions of ‘hot’ and ‘cool’ executive function to children’s academic achievement, learning-related behaviors, and engagement in kindergarten. Early Childhood Research Quarterly, 24 (3), 337–349. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2009.06.001

Ciairano, S., Visu-Petra, L., Settanni, M. (2007). Executive inhibitory control and cooperative behavior during early school years: A follow-up study. Journal of Abnormal Child Psychology, 35 (3), 335–345.https://doi.org/10.1007/s10802-006-9094-z

Clark, C., Prior, M., Kinsella, G. (2002). The relationship between executive function abilities, adaptive behaviour, and academic achievement in children with externalising behaviour problems. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 43 (6), 785–796. https://doi.org/10.1111/1469-7610.00084

Contreras, M.E. (2011). The Effects of Teacher Perception and Expectations on student Achievement (Doctoral Dissertation). (Retrieved from: http://escholarship.org/uc/item/1b84k07z) (review date: 14.07.2023).

Cortés Pascual, A., Moyano, M.N., Quílez Robres, A. (2019). The Relationship Between Executive Functions and Academic Performance in Primary Education: Review and Meta-Analysis. Frontiers in Psychology, 10, 1582. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01582

Decker, D.M., Dona, D.P., Christenson, S.L. (2007). Behaviorally at-risk African American students: the importance of student-teacher relationships for student outcomes. Journal of School Psychology, 45, 83–109. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2006.09.004

Diamond, A. (2013). Executive functions. Annual Review of Psychology, 64, 135–168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750

Duckworth, A.L., Seligman, M.E.P. (2005). Self-discipline outdoes IQ in predicting academic performance of adolescents. Psychological Science, 16 (12), 939–944. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2005.01641.x

Erkman, F., Caner, A., Hande Sart, Z., Börkan, B., Şahan, K. (2010). Influence of Perceived Teacher Acceptance, Self-concept and School Attitude on the Academic Achievement of School-Age Children in Turkey. Sage Journals, 44 (3), 295–309. https://doi.org/10.1177/10693971103666

Gioia, G.A., Isquith, P.K., Guy, S.C., Kenworthy, L. (2000). Behavior Rating Inventory of Executive Function (BRIEF): Manual. Odessa, Fl: Psychological Assessment Resources, Inc.

Gustavsen, A.M. (2017). Longitudinal relationship between social skills and academic achievement in a gender perspective. Cogent Education, 4 (1), 1411035. https://doi.org/10.1080/2331186X.2017.1411035

Hattie, J. (2009). Visible Learning: A synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. London: Routledge.

Isquith, P.K., Roth, R.M., Kenworthy, L., Gioia, G. (2014). Contribution of rating scales to intervention for executive dysfunction. Applied Neuropsychology: Child, 3, 197–204. https://doi.org/10.1080/21622965.2013.870014

Junge, C., Valkenburg, P.M., Deković, M., Branje, S. (2020). The building blocks of social competence: Contributions of the Consortium of Individual Development. Developmental Cognitive Neuroscience, 45, 100861. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2020.100861

Kim, S., Nordling, J., Yoon, J., Boldt, L., Kochanska, G. (2013). Effortful control in “hot” and “cool” tasks differentially predicts children’s behavior problems and academic performance. Journal of Abnormal Child Psychology, 41 (1), 43–56. https://doi.org/10.1007/s10802-012-9661-4

McClelland, M.M., Cameron, C.E., Wanless, S.B., Murray, A. (2007). Executive function, behavioral self-regulation, and social-emotional competence: links to school readiness. Contemporary perspectives on social learning in early childhood education. In O.N. Saracho & B. Spodek (Eds.), (pp. 83–107). NC: Information Age Publishing.

Mischel, W., Shoda, Y., Rodriguez, M.L. (1989). Delay of gratification in children. Science, 244 (4907), 933–938. https://doi.org/10.1126/science.2658056

Nigg, J.T., Quamma, J.P., Greenberg, M.T., Kusche, C.A. (1999). A two-year longitudinal study of neuropsychological and cognitive performance in relation to behavioural problems and competencies in elementary school children. Journal of Abnormal Child Psychology, 27 (1), 51–63. https://doi.org/10.1023/A:1022614407893

Raaijmakers, M.A.J., et al. (2008). Executive functions in preschool children with aggressive behaviour: Impairments in inhibitory control. Journal of Abnormal Child Psychology, 36 (7), 1097–1107. https://doi.org/10.1007/s10802-008-9235-7

Röthlisberger, M., Neuenschwander, R., Cimeli, P., Roebers, C. (2013). Executive functions in 5-to 8-year olds: Developmental changes and relationship to academic achievement. Journal of Educational and Developmental Psychology, 3 (2), 153–167. https://doi.org/10.5539/jedp.v3n2p153

Ryan A.M., et al. (2021). In the eye of the beholder: considering culture in assessing the social desirability of personality. Journal of Applied Psychology, 106, 452–466. https://doi.org/10.1037/apl0000514

Sasser, T.R., Bierman, K.L., Heinrichs, B. (2015). Executive functioning and school adjustment: The mediational role of pre-kindergarten learning-related behaviors. Early Childhood Research Quarterly, 30, 70–79. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2014.09.001

Schunk, D.H. (2008). Metacognition, self-regulation, and self-regulated learning: Research recommendations. Educational Psychology Review, 20 (4), 463–467. https://doi.org/10.1007/s10648-008-9086-3

Song, L.J., et al. (2010). The differential effects of general mental ability and emotional intelligence on academic performance and social interactions. Intelligence, 38 (1), 137–143. https://doi.org/10.1016/j.intell.2009.09.003

St Clair-Thompson, H.L., Gathercole, S.E. (2006). Executive functions and achievement in school: Shifting, updating, inhibition and working memory. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 59 (4), 745–759. https://doi.org/10.1080/17470210500162854

Van der Sluis, S., De Jong, P.F., Van Der Leij, A. (2007). Executive functioning in children, and its relations with reasoning, reading, and arithmetic. Intelligence, 35 (5), 427–449. https://doi.org/10.1016/j.intell.2006.09.001

Weimer, A.A., et al. (2021). Correlates and antecedents of theory of mind development throughout middle childhood and adolescence. Developmental Review, 59, 100945. https://doi.org/10.1016/j.dr.2020.100945

Wilson, J., et al. (2021). Relations between Executive Functions, Theory of Mind, and Functional Outcomes in Middle Childhood. Developmental Neuropsychology, 46 (7), 518–536. https://doi.org/10.1080/87565641.2021.1988086

Zelazo, P.D., Muller, U. (2002). Executive functions in typical and atypical development. Handbook of childhood cognitive development. In U. Goswami (Eds.), (pp. 445–469). Oxford, UK: Blackwell.

Zelazo, P.D., Qu, L., Muller, U. (2005). Hot and cool aspects of executive function: Relations in early development. Young children’s development: Interrelationships among executive functioning, working memory, verbal ability, and theory of mind. In W. Schneider, R. Schumann-Hengsteler, & B. Sodian (Eds.), (pp. 71–93). New Jersey, NJ: Lawrence Erlbaum Associates

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-38

Поступила: 19.07.2023

Принята к публикации: 20.10.2023

Дата публикации в журнале: 12.12.2023

Ключевые слова: контроль поведения; социальная компетентность; успеваемость; младшие школьники; рабочая память; эмоциональный контроль; популярность

Доступно в on-line версии с: 12.12.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023