Творческие методы преодоления стресса: сравнительный анализ различных подходов в психотерапии
Аннотация
Актуальность. В современной геополитической обстановке у россиян все чаще проявляются симптомы жизненного стресса, на фоне которого наблюдается рост тревожных и депрессивных состояний, возрастает необходимость в экологичных и эффективных формах самопомощи, психокоррекции, психологической помощи, психотерапии. В то же время недостаточно освещена проблема применения творческих методов для оказания помощи в различных подходах к психотерапии и психологическому консультированию. Несмотря на широкий спектр используемых методов, отсутствует целостный анализ творческих методов в рамках различных психологических парадигм.
Цель. Изучить возможности применения творческих методов преодоления жизненного стресса в рамках различных психологических подходов и модальностей в отечественной и зарубежной научной литературе.
Методы. Проведен систематический анализ литературы в базах данных (PubMed, ELIBRARY, Google Scholar) с использованием ключевых слов «творческий метод», «стресс», «психологическое консультирование», «арт-терапия», «экспрессивная терапия» и их комбинаций. Рассмотрены работы, посвященные применению творческих методов в различных психотерапевтических направлениях, включая арт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию, и в других подходах.
Результаты. Проведенный анализ позволил обобщить информацию о творческих методах, механизмах их воздействия и возможностях применения искусства и креативности в соответствии с теоретическими принципами основных психотерапевтических подходов. Было показано, что арт-терапия с использованием художественных средств, музыкальной, танцевально-двигательной и драматерапии приводит к снижению уровня стресса и тревожности. Применение комбинации творческих методов и методик, относящихся к другим направлениям психотерапии, а также интегративных подходов также обладало эффективностью, в том числе у лиц, страдающих мигренью, и беременных женщин.
Выводы. Творческие методы обладают значительным потенциалом в работе со стрессом. Их использование и интеграция в существующие терапевтические подходы расширяет возможности психотерапии. Однако, требуются дополнительные исследования для расширения доказательной базы и определения оптимальных способов их применения в работе со стрессом.
Литература
Вальдес, М.С., Московкина, А.Г. (2016). Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса. Наука и школа, (2), 133–137.
Карпова, Н.Л., Попова, Т.А. (2024). Жизненный стресс и возможности его коррекции у подростков и студентов в норме и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Комплексные исследования детства, 6(3), 165–174. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-3-165-174
Кочюнас, Р. (1999). Основы психологического консультирования. Москва: Изд-во «Академический проект».
Федулова, И.А. (2021). Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста. Молодой ученый, (51), 416–419.
Czamanski-Cohen, J., Sarid, O., Huss, E., Ifergane, A., Niego, L., Cwikel, J. (2014). CB-ART—The use of a hybrid cognitive behavioral and art based protocol for treating pain and symptoms accompanying coping with chronic illness. The Arts in Psychotherapy, 41(4), 320–328. http://dx.doi.org/10.1016/j.aip.2014.05.002
Demir, V., Eryürek, S., Savaş, E. (2024). The effect of mindfulness-based art therapy on psychological symptoms and happiness levels in patients with migraine: a pilot study. Current Psychology, 43(19), 17664–17672. https://doi.org/10.1007/s12144-024-05634-0
Dreikurs, S.E. (1976). Art therapy: An Adlerian group approach. Journal of Individual Psychology, 32(1), 69–80.
Ducel, J.-B. (2024). Creative expression and mental health. Journal of Creativity, 34(2), 100083. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2024.100083
Duffey, T., Haberstroh, S. (2022). Using creative approaches in the context of counseling and psychotherapy. In: D. Capuzzi, M.D. Stauffer, (eds.). Counseling and psychotherapy: Theories and interventions. (pp. 389–411). Alexandria: American Counseling Association Publ.
Huss, E., Sarid, O. (2014). Visually transforming artwork and guided imagery as a way to reduce work-related stress: A quantitative pilot study. The Arts in Psychotherapy, 41(4), 409–412. https://doi.org/10.1016/j.aip.2014.07.004
Jalambadani, Z., Borji, A., Bakaeian, M. (2019). Examining the effect of mindfulness-based art therapy (MBAT) on stress and lifestyle of Iranian pregnant women. Journal of Obstetrics and Gynaecology, 40(6), 779–783. https://doi.org/10.1080/01443615.2019.1652889
Kaimal, G., Ray, K., Muniz, J. (2016). Reduction of cortisol levels and participants’ responses following art making. Art Therapy, 33(2), 74–80. https://doi.org/10.1080/07421656.2016.1166832
Martin, L., Oepen, R., Bauer, K., Nottensteiner, A., Mergheim, K., Gruber, H., Koch, S.C. (2018). Creative arts interventions for stress management and prevention—A systematic review. Behavioral Sciences, 8(2), 28. https://doi.org/10.3390/bs8020028
Mercer, A., Warson, E., Zhao, J. (2010). Visual journaling: An intervention to influence stress, anxiety and affect levels in medical students. The Arts in Psychotherapy, 37(2), 143–148. https://doi.org/10.1016/j.aip.2009.12.003
Miller, C.R., McDonald, J.E., Grau, P.P., Wetterneck, C.T. (2024). Quality of life in posttraumatic stress disorder: The role of posttraumatic anhedonia and depressive symptoms in a treatment-seeking community sample. Trauma Care, 4(1), 87–97. https://doi.org/10.3390/traumacare4010008
Pinninger, R., Thorsteinsson, E.B., Brown, R.F., McKinley, P. (2013). Intensive tango dance program for people with self-referred affective symptoms. Music and Medicine, 5(1), 15–22. https://doi.org/10.47513/mmd.v5i1.199
Quiroga Murcia, C., Bongard, S., Kreutz, G. (2009). Emotional and neurohumoral responses to dancing tango argentino: The effects of music and partner. Music and Medicine, 1(1), 14–21. https://doi.org/10.47513/mmd.v1i1.278
Rosal, M.L. (2015). Cognitive-behavioral art therapy revisited. In: D.E. Gussak, M.L. Rosal, (eds.). The Wiley Handbook of Art Therapy. (pp. 68–76). Oxford: Wiley-Blackwell Publ. https://doi.org/10.1002/9781118306543.ch7
Sarid, O., Huss, E. (2010). Trauma and acute stress disorder: A comparison between cognitive behavioral intervention and art therapy. The Arts in Psychotherapy, 37(1), 8–12. https://doi.org/10.1016/j.aip.2009.11.004
Schrade, C., Tronsky, L., Kaiser, D.H. (2011). Physiological effects of mandala making in adults with intellectual disability. The Arts in Psychotherapy, 38(2), 109–113. https://doi.org/10.1016/j.aip.2011.01.002
Shchaslyvyi, A.Y., Antonenko, S.V., Telegeev, G.D. (2024). Comprehensive review of chronic stress pathways and the efficacy of behavioral stress reduction programs (BSRPs) in managing diseases. International Journal of Environmental Research and Public Health, 21(8), 1077. https://doi.org/10.3390/ijerph21081077
Slavich, G.M. (2019). Stressnology: The primitive (and problematic) study of life stress exposure and pressing need for better measurement. Brain, Behavior, and Immunity, 75, 3–5. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2018.08.011
Smolarski, K., Leone, K., Robbins, S.J. (2015). Reducing negative mood through drawing: Comparing venting, positive expression, and tracing. Art Therapy, 32(4), 197–201. https://doi.org/10.1080/07421656.2015.1092697
Story, M.L. (2007). Existential art therapy. Canadian Art Therapy Association Journal, 20(2), 22–34. https://doi.org/10.1080/08322473.2007.11434771
West, J., Otte, C., Geher, K., Johnson, J., Mohr, D.C. (2004). Effects of hatha yoga and african dance on perceived stress, affect, and salivary cortisol. Annals of Behavioral Medicine, 28(2), 114–118. https://doi.org/10.1207/s15324796abm2802_6
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-25
Поступила: 16.06.2025
Принята к публикации: 14.07.2025
Дата публикации в журнале: 31.07.2025
Ключевые слова: творческие методы; арт-терапия; артлоготерапия; психодинамический подход; гуманистический подход; поведенческий подход; психологическое консультирование; психотерапия
-
Для цитирования статьи:
