Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Трансформация личностных характеристик студентов в условиях цифровизации

Трансформация личностных характеристик студентов в условиях цифровизации

Аннотация

Актуальность. В условиях стремительной цифровизации образовательной среды наблюдается трансформация когнитивных процессов, сопровождающаяся изменением характера метакогнитивной регуляции учебной деятельности. Особую актуальность приобретает проблема снижения метакогнитивности, проявляющегося в ослаблении способности к саморефлексии, планированию и контролю познавательных стратегий. Данный феномен может выступать ключевым фактором вузовской дезадаптации, выражающейся в снижении академической успеваемости, росте психоэмоционального напряжения и когнитивной перегрузке у студентов.

Цель. Выявить и проанализировать динамику личностных характеристик студентов за период 2014–2024 гг., определить влияние цифровизации на метакогнитивность, когнитивность, регулятивность и коммуникативность студентов и установить связь этого влияния с дезадаптацией в образовательной среде. На основе полученных данных предложить стратегии «цифрового детокса» как способа коррекции выявленных негативных тенденций.

Выборка. В исследовании приняли участие 1148 респондентов в возрасте от 18 до 22 лет (Мвозраст = 19,8; SD = 1,2). Выборка включала две временные когорты: 582 студента бакалавриата (2014 год), 566 студентов бакалавриата (2024 год).

Методы. Исследование выполнено с применением 16PF-опросника Р.Б. Кеттелла в адаптированной русскоязычной версии. Для обработки количественных данных использовался метод психологических профилей и структурно-психологический анализ.

Результаты. Сравнительный анализ личностных профилей студентов за 2014 и 2024 годы выявил нарастающую дискордантность и дезорганизованность личностной структуры, что проявляется в снижении адаптивных способностей и деградации метакогнитивных функций. В когнитивной сфере обнаружена фрагментация мыслительных процессов и ослабление корреляционных связей между когнитивными факторами, что свидетельствует о формировании поверхностного, ситуативно-ориентированного стиля мышления. Структурный анализ личности показал разрыхленность и фрагментарность связей между адаптационно значимыми качествами, что говорит о снижении целостности личности и ее ресурсов, а также подтверждает необходимость разработки программ «цифрового детокса» и восстановления регулятивных функций.

Выводы. Результаты исследования подтверждают значительные негативные изменения в психологической структуре личности студентов за период цифровой трансформации, включая снижение адаптивных способностей, фрагментацию мышления и дезинтеграцию саморегуляции. Полученные данные обосновывают необходимость внедрения психолого-педагогических программ, направленных на развитие метакогнитивных навыков, осознанного цифрового поведения и восстановление когнитивно-регулятивных функций.

Литература

Андреева, А.Д., Лисичкина, А.Г., Моросанова, В.И. (2024). Осознанная саморегуляция и готовность к самореализации в юношеском возрасте. Теоретическая и экспериментальная психология, 17(4), 165−181. https://doi.org/10.11621/TEP-24-38

Бермус, А.Г. (2025). Трансформация высшего образования в России с позиций мир-системного анализа: современные тенденции. Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование, 23(1), 102−120. https://doi.org/10.55959/LPEJ-25-05

Зинченко, В.П. (2010). Сознание и творческий акт. Москва: Изд-во «Языки славянских культур».

Капустина, А.Н. (2006). Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».

Карпов, А.В. (2004). Метасистемная организация уровневых структур психики. Москва: Изд-во ИП РАН.

Карпов, А.В. (2022). Структурная экспликация метода психологических профилей. Ярославский психологический вестник, (3), 7–22.

Карпов, А.В., Карпов, А.А. (2022). Структура метакогнитивной регуляции информационной деятельности. Москва: Изд-во РАО.

Карпов, А.В., Карпов, А.А., Филиппова, Ю.В. (2022). Специфика взаимосвязи процессов метамышления и метапамяти. Экспериментальная психология, 15(4), 50–67. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150403

Ломов, Б.Ф. (1984). Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Изд-во «Наука».

Мешкова, Н.В., Бочкова, М.Н., Кравцов, О.Е. (2024). Антисоциальная креативность и личностные характеристики юношей в разных социально-политических условиях: связь и взаимодействие. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(1), 88–105. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-04

Россолимо, Г.И. (1914). Психологические профили дефективных учащихся (в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.). Москва: Типо-лит. т-ва. И.Н. Кушнерев и Ко.

Baumeister, R.F., Bratslavsky, E., Muraven, M., Tice, D.M. (1998). Ego depletion: Is the active self a limited resource? Journal of Personality and Social Psychology, 74(5), 1252–1265. https://doi.org/10.1037/0022-3514.74.5.1252

Carr, N. (2020). The shallows: What the Internet is doing to our brains. New York: W.W. Norton and Company Publ.

Elhai, J.D., Dvorak, R.D., Levine, J.C., Hall, B.J. (2017). Problematic smartphone use: A conceptual overview and systematic review of relations with anxiety and depression psychopathology. Journal of Affective Disorders, 207, 251–259. https://doi.org/10.1016/j.jad.2016.08.030

Flavell, J.H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 34(10), 906–911. https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906

Hobfoll, S.E. (1989). Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress. American Psychologist, 44(3), 513–524. https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.3.513

Lazarus, R.S., Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer Publ.

Mark, G., Gudith, D., Klocke, U. (2008). The cost of interrupted work: more speed and stress. In the CHI'08. In: M. Burnett, M.F. Costabile, T. Catarci, B. de Ruyter, D. Tan, M. Czerwinski, A. Lund, (eds.). Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (April 5–10, 2008). (pp. 107–110). New York: Association for Computing Machinery Publ. https://doi.org/10.1145/1357054.1357072

Mrazek, M.D., Franklin, M.S., Phillips, D.T., Baird, B., Schooler, J.W. (2021). Mindfulness training improves working memory capacity and GRE performance while reducing mind wandering. Psychological Science, 24(5), 776–781. https://doi.org/10.1177/0956797612459659

Norman, E., Pfuhl, G., Sæle, R.G., Svartdal, F., Låg, T., Dahl, T.I. (2019). Metacognition in psychology. Review of General Psychology, 23(4), 403–424. https://doi.org/10.1177/1089268019883821

Sirois, F.M., Pychyl, T.A. (2013). Procrastination and the priority of short-term mood regulation: Consequences for future self. Social and Personality Psychology Compass, 7(2), 115–127. https://doi.org/10.1111/spc3.12011

Small, G., Vorgan, G. (2008). iBrain: surviving the technological alteration of the modern mind. New York: Harper Collins Publ.

Spitzer, M. (2018). Digital dementia: what we and our children are doing to our minds. Stuttgart: Droemer Knaur Publ.

Turkle, S. (2015). Reclaiming conversation: the power of talk in a digital age. New York: Penguin Books Publ.

Twenge, J.M. (2017). iGen: why today's super-connected kids are growing up less rebellious, more tolerant, less happy and completely unprepared for adulthood. New York: Atria Publ. https://doi.org/10.1111/fcsr.12345

Wolf, M. (2018). Reader, come home: the reading brain in a digital world. New York: Harper Publ.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-24

Поступила: 14.06.2025

Принята к публикации: 02.08.2025

Дата публикации в журнале: 07.10.2025

Ключевые слова: цифровизация; метакогнитивные процессы; метакогнитивность; дезадаптация; студенты

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2025