Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
О доминирующих факторах процесса образования

О доминирующих факторах процесса образования

Аннотация

Актуальность. В современной системе образования РФ одной из приоритетных задач является развитие творческой личности. В статье представлена критика навязанной России системы образования, наглядность которой четко представлена в образе «вверх по лестнице, ведущей вниз». Автор подчеркивает актуальность выявления существенных факторов процесса образования в целях обеспечения развития творческих способностей учащихся, который не должен сводиться только к развитию интеллекта.

Цель. Обоснование доминирующих факторов процесса образования, направленного на развитие творческих способностей учащихся.

Выборка. В многолетних исследованиях принимали участие дети (от старших дошкольников до выпускников школ), студенты вузов, специалисты разных профессий. Исследования проводились в Москве и Московской области, а также в других регионах РФ и за рубежом.

Методы. Авторский метод «Креативное поле» реализован в ряде релевантных методик, учитывающих возрастные особенности испытуемых. Методики построены на разном материале, что позволило провести срезовые экспериментальные исследования на большой выборке испытуемых разных возрастов и профессий, а также ряд лонгитюдных исследований длительностью от 10 до 54 лет.

Результаты экспериментальных исследований показали, что творчество как способность к развитию деятельности по своей инициативе возможно только при наличии единства соответствующего задаче уровня развития интеллекта и доминирования познавательной мотивации в структуре личности. Интеграция данных факторов определяет механизм творчества. Обоснованы доминирующие факторы процесса образования, направленного на развитие творческих способностей учащихся.

Выводы. Развитие интеллекта повышает возможность овладения сложной деятельностью, а доминирование познавательной потребности порождает способность к творчеству. Решающая роль в развитии учащегося как творческой личности — наличие у педагога позиции исследователя и ценности познания.

Литература

Богоявленская, Д.Б. (2022). Эмпирическое обоснование принципов методологии постнеклассического периода в науке. Вопросы философии, (7), 109–116.

Богоявленская, Д.Б. (2022). От инсайта до творческой самодеятельности. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 43–56.

Богоявленская, Д.Б. (2021). Механизм творчества: почему мы открываем новое. Вопросы философии, (9), 82–89.

Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. (2018). Одаренность: природа и диагностика. Москва: ПИ РАО.

Богоявленская, Д.Б. (2009). Психология творческих способностей. Самара: Изд. Дом «Федоров».

Богоявленская, Д.Б., Шадриков, В.Д., Бабаева, Ю.Д., Брушлинский, А.В., Дружинин, В.Н., Ильясов, И.И., Калиш, И.В., Лейтес, Н.С., Матюшкин, А.М., Мелик-Пашаев, А.А., Панов, В.И., Ушаков, В.Д., Холодная, М.А., Шумакова, Н.Б., Юркевич, В.С. (2003). Рабочая концепция одаренности. 2-е изд. Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. Москва: Магистр.

Богоявленская, Д.Б. (1983). Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: РГУ.

Богоявленская, Д.Б. (1971). Метод исследования интеллектуальной активности. Вопросы психологии, (1), 144–146.

Богоявленская, М.Е., Кларина, Л.М. (2018). Становление субъектной позиции дошкольника по отношению к познавательно-исследовательской деятельности как фактор развития одаренности. В сборнике Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 31 января 2018 г. Москва. Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. (С. 167–172). Москва: МГОУ, МАНПОС.

Выготский, Л.С. (2016). Мышление и речь. Москва: Национальное образование.

Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. Москва: Педагогика.

Теплов, Б.М. (1961). Проблемы индивидуальных различий. Москва: Изд-во АПН РСФСР.

Холодная, М.А. (2023). Реформа Российского школьного образования: вверх по лестнице, ведущей вниз. Ученые записки ИП РАН, 3(4), 5–24. URL: http://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/82 (дата обращения 29.02.2024).

Холодная, М.А., Нестик, Т.А., Зуев, К.Б. (2023). Интервью с М.А. Холодной о будущем психологии. Психологическая газета. URL: https://psy.su/pubs/9913 (дата обращения 02.03.2024).

Холодная, М.А. (2021). Специфика способностей экспертного уровня. Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм: Материалы Международной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Б.М. Теплова. (С. 50–53). Москва: ПИ РАО.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-19

Поступила: 13.02.0024

Принята к публикации: 25.03.2024

Дата публикации в журнале: 11.04.2024

Ключевые слова: творчество; интеллект; мышление; образование; программа; развитие; метод; механизмы; формирование

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024