Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Актуализация одаренности: деятельность и созерцание

Актуализация одаренности: деятельность и созерцание

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена взаимодействию различных, но неразделимых «полюсов» деятельности и созерцания в процессе актуализации творческого потенциала человека. Показано, что в настоящее время и в психологических исследованиях одаренности, и в педагогической практике равновесие двух полюсов резко нарушено в пользу деятельности, хотя деятельность становится творческой именно потому, что берет исток в опыте созерцания.

Цель. Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать значимость феномена созерцания и наметить возможные пути развития этой способности.

Результаты. Автор кратко касается истории самой проблемы созерцания в контексте культуры, в религиозных практиках и в психологии. Констатируется трудность изучения проблемы созерцания традиционными научными методами, поскольку содержательное описание этого феномена становится понятным и убедительным для другого лишь при наличии аналогичного собственного опыта. Созерцание связано с освобождением от ограниченности нашего повседневного «эго» и с переживанием единства с миром, в силу чего становится возможным рождение творческих замыслов. Специальное внимание уделяется созерцательному эстетическому отношению к миру, которое лежит в основе художественного творчества и развития художественной одаренности человека. Благодаря ему рождаются замыслы, требующие воплощения в деятельности, которая именно в силу этого приобретает творческий характер.

Выводы. Педагогика, целиком сосредоточенная на трансляции способов освоения той или иной деятельности, не ведет закономерным образом к развитию творческой одаренности человека и даже может этому препятствовать, меняя местами цели и средства работы в искусстве, как и в какой-либо другой области творчества.

Литература

Акопов, Г.В. (Ред.). (2011). Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема. Самара: Изд-во ПГСГА.

Богоявленская, Д.Б. (2009). Психология творческих способностей. Самара: Федоров.

Карицкий, И.Н. (2011). Психологические практики внутреннего созерцания реальности. В: Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: материалы Поволжского консолидирующего семинара. Под. ред. Г.В. Акопова. Самара Изд-во ПГСГА.

Лосский, Н.О. (1998). Мир как осуществление красоты. Основы этики. Москва: Прогресс-Традиция.

Мелик-Пашаев, А.А. (2000). Мир художника. Москва: Прогресс-Традиция.

Мелик-Пашаев, А.А. (2020). Доминанта и творчество. Вопросы психологии, (3), 60–91.

Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. (2008). Художник в каждом ребенке. Москва: Просвещение.

Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. (2022). Психология художественного творче-ства. Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Мертон, Т. (2011). Внутренний опыт. Заметки о созерцании. Москва: Общедоступный православный университет.

Митрополит Антоний Сурожский. (2024). По ступеням веры. Москва: АСТ.

Новлянская, З.Н. (2016). Становление авторской позиции в детском литературном творчестве. Москва: Авторский Клуб.

Новлянская, З.Н. (2022). Можно ли учить творчеству? О проявлениях детской инициа-тивы в процессе развивающего обучения литературе. Вопросы психологии, (2), 111–123.

Пришвин, М.М. (1969). Незабудки. Москва: Издательство художественной литературы.

Пришвин, М.М. (1975). Записи о творчестве. Контекст-1974. Москва: Наука.

Пришвин, М.М. (1996). Силой родственного внимания. Москва: Искусство в школе.

Распопина, Б.В. (2011). О различных подходах к пониманию проблем созерцания. В: Созерцание как современная научно теоретическая проблема. Под ред. Г.В. Акопова. Самара: Изд-во «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Рубинштейн, С.Л. (1976). Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика.

Теплов, Б.М. (1985). Способности и одаренность. Избр. труды в 2-х томах: Т. 1. Москва: Педагогика.

Цукерман, Г.А., Билибина, Т.М., Виноградова, О.М., Обухова, О.Л., Шибаева, Н.А. (2019). О критериях деятельностной педагогики. Культурно-историческая психология, 15(3), 105–116.

Akopov, G.V. (2021). Contemplation: the ratio of conscious and unconscious. Psychological Applications and Trends, 46–50.

Galton, F. (1869). Hereditary genius: An inquiry into its laws and consequences. London: Macmillan.

Han, F. de Wit. (1991). Contemplative Psychology. Baird Marie Louise. Pittsburgh: Duques-ne University Press.

Renzulli, J.S. (2012). Reexamining the role of gifted education and talent development for the 21st century: A four-part theoretical approach. Gifted Child Quart, 56(3), 150–159.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-11

Поступила: 16.01.2024

Принята к публикации: 11.03.2024

Дата публикации в журнале: 10.04.2024

Ключевые слова: созерцание; деятельность; инициатива; одаренность; способности; творчество; эстетическое; опыт

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024