Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Реконструкция «пампедии» Яна-Амоса Коменского как теории непрерывного образования: ответ на интенции XXI века

Реконструкция «пампедии» Яна-Амоса Коменского как теории непрерывного образования: ответ на интенции XXI века

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена современным подходам к реализации одной из ведущих парадигм развития образования как значимого общественного института, в т.ч. за счет обеспечения его непрерывности, или «образования через всю жизнь». В качестве потенциальной модели ее реализации рассматривается «пампедия» — предложенная Я-А. Коменским в XVII в. концепция всеобщего просвещения, образования, развития и саморазвития человека.

Цель. Статья направлена на оценку прогностического потенциала авторской модели «пампедии» Я-А. Коменского как универсальной теории непрерывного образования в контексте модернизации современной системы образования.

Методы. Для оценки концепции «пампедии» как первоисточника научной парадигмы непрерывного образования применялись ретроспективный и компаративный методы анализа работ Я-А. Коменского.

Результаты. Обоснована необходимость обращения к педагогическому наследию Я-А. Коменского с целью его детального анализа, теоретической реконструкции и практической апробации в современных условиях как значимой для развития непрерывного образования ретроновации. Проведён анализ феноменологии «пампедии» и ведущих идей пансофизма Я-А. Коменского в контексте реализации принципа всеобщего образования.

Выводы. Актуализация отдельных направлений «школы жизни» Я-А. Коменского в процессе развития и модернизации системы образования, в т.ч. за счет интеграции педагогики, андрагогики и геронтогогики, предоставляет возможность обеспечения специфических интенций представителей различных поколений в современном обществе.

Литература

Бим-Бад, Б.М. (Ред.). (2002). Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия.

Зиновьева, Э.Н., Бугров, В.М. (2022). Педагогическое наследие Я.А. Коменского в современном образовательном процессе. Материалы XIV междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум» (13 апреля, 2023 г.) URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018031971 (дата обращения: 03.03.2024).

Ильинская, Я.А. (2013). История формирования концепции дополнительного непрерывного образования. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, (4), 110–125.

Кларин, В.М., Джуринский, А.Н. (Ред.). (1989). Педагогическое наследие: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Москва: Педагогика.

Коменский, Я.А. (1982). Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Москва: Педагогика.

Коменский, Я.А. (2003). Панпедия: Искусство обучения мудрости. Москва: Изд-во УРАО.

Марчукова, С.М. (2008). Ян Амос Коменский: приглашение к диалогу. Санкт-Петербург: Европейский дом.

Марчукова, С.М. (2009). «Лабиринт света и рай сердца» Я.А. Коменского и современная педагогика. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, (102), 83–93.

Мокрогуз, Е.Д. (2015). Образование людей «третьего возраста»: социокультурный анализ тенденций развития. Человек и образование, 45(4), 169–173.

Онищенко, Э.В., Сидорчук, Т.А. (2020). Феномен геронтообразования в России: исторический опыт и стратегия развития в контексте организации непрерывного образования. VI Международный форум «Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов» (27-29 мая, 2020 г.). Казань: Казанский Федеральный университет.

Онищенко, Э.В., Лан Ви, Н.Т. (2023). Основные подходы к организации поликультурной среды в учреждениях дошкольного образования Вьетнама. Ученые записки Забайкальского государственного университета, 18(3), 631–640.

Пережовская, А.Н. (2015). Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. Конф (май 2015 г.). Казань: Бук. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7993/ (дата обращения: 03.03.2024).

Резер, Т.М. (2021). Методология организации профессионального обучения граждан старшего возраста: общая концепция. Образование и наука, 23(4), 11–42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-11-42

Якубяк, К. (2015). О происхождении концепции непрерывного образования. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2(13), 25–30.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-12

Поступила: 20.01.2024

Принята к публикации: 05.03.2024

Дата публикации в журнале: 16.04.2024

Ключевые слова: ретроновация; историко-педагогический опыт; реконструкция; пампедия; непрерывное образование

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024