Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Рефлексивно-проектировочный ресурс личностно-профессионального развития педагогов-психологов: психологическое содержание и условия актуализации

Рефлексивно-проектировочный ресурс личностно-профессионального развития педагогов-психологов: психологическое содержание и условия актуализации

Аннотация

Актуальность. Современная система образования нуждается в психологических средствах, позволяющих объективировать потенциальные возможности специалистов, непосредственно обеспечивающих и сопровождающих учебно-воспитательный процесс (педагогов, педагогов-психологов), в ресурсы их лич- ностно-профессионального развития.

Цель. Изучить психологическое содержание рефлексивного проектирования как ресурса личностно-профессионального развития и выявить технологиче- ские условия его актуализации.

Выборка. В исследовании приняли участие 292 студента Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского направления «Психолого-педагогическое образование» в возрасте от 17 до 24 лет.

Методы. Самоактуализационный тест САТ Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной и др.; опросник рефлексивности А.В. Карпова; опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева; методика исследования самооценки Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн; опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина и др.; «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева); опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой. При обработке данных использовались дисперси- онный, факторный, множественный регрессионный анализы.

Результаты. Показано, что психологическое содержание рефлексивно-проектировочного ресурса составляют факторы «общий уровень самоотношения», «самоорганизованность», «осознанная готовность к преобразованиям», «самооценивание», «погружение в себя». Выявлены положительные взаимосвязи данных факторов с интегральными характеристиками личностно-профессионального развития. В лонгитюдном эксперименте доказана эффективность разработанной технологии актуализации рефлексивно-проектировочного ресурса буду- щих педагогов-психологов.

Выводы. Психологическими условиями актуализации рефлексивного проектирования как ресурса личностно-профессионального развития являются формирование у будущих специалистов позитивного самоотношения, самоорганизованности и самооценивания, осознанной готовности к преобразованиям, стремления к саморазвитию (внутренние условия) и интеграция в учебно-воспитательный процесс вуза технологии рефлексивно-ресурсной детерминации педагогов-психологов (внешние условия).

Литература

Алешина, Е.Ю., Гозман, Л.Я., Дубовская, Е.М. (Ред.) (1987). Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум по социальной психологии. Москва: Москва: Изд-во Московского ун-та

Бажин, Е.Ф., Голынкина, Е.А., Эткинд, А.М. (1993). Опросник уровня субъективного контроля (УСК). Москва: Смысл.

Бажин, Е.Ф., Эткинд, А.М. (1983). Личностный дифференциал: методические рекомендации. Санкт-Петербург: Изд-во НИПНИ им. Бехтерева.

Бодалев, А.А., Столин, В.В. (1988). Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. Москва: Изд-во Московского ун-та

Востокова, Ю.И. (2023) Технология актуализации рефлексивного проектирования как ресурса личностно-профессионального развития педагога-психолога. Мир психологии, (2), 85–94. https://doi.org/10.51944/20738528_2023_2_85

Гут, Ю.Н., Худаева, М.Ю., Кабардов, М.К., Овсяникова, Е.А., Беданокова, А.К. (2021). Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологов. Психологическая наука и образование, 26(6), 96–106. https://doi.org/10.17759/pse.2021260607

Дубровина, И.В. (2021). Профессиональный конкурс педагогов-психологов как фактор развития психологической службы системы образования. Вестник практической психологии образования, 18(2), 15–20. https://doi.org/10.17759/bppe.2021180305

Зеер, Э.Ф., Третьякова, В.С. (Ред.) (2021). Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: коллективная монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет.

Карпов, А.В. (2020). Метакогнитивные детерминанты структурной организации я-концепции. Мир психологии, (1), 195–212.

Карпов, А.В., Пономарева, В.В. (2000). Психология рефлексивных механизмов управления. Москва: Институт психологии РАН.

Кашапов, М.М., Смирнов, А.А., Соловьева, Е.В., Серафимович, И.В. (2022). Эмпатия как ресурс жизнестойкости студентов при адаптации к вузу. Сибирский психологический журнал, (86), 119–138. https://doi.org/10.17223/17267080/86/7

Кузьменкова, О.В. (2023). Содержание планирования профессионального будущего у студентов (на примере студентов педагогического вуза). Проблемы современного педагогического образования, 79(3), 228–231.

Лазарев, В.С., Носова, Л.Н. (2020). Исследование умения ставить практические проблемы. Психологическая наука и образование, 25(5), 71–82. https://doi.org/10.17759/pse.2020250506

Мандрикова, Е.Ю. (2010). Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика, (2), 87–111.

Митина, Л.М. (2022). Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 143–161. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-143-161

Митина, Л.М. (2023). Учитель будущего: ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития. Мир психологии, (2), 9–21. https://doi.org/10.51944/20738528_2023_2_9

Митина, Л.М., Щелина, С.О. (2021). Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов. Москва: Психологический институт РАО.

Почтарева, Е.Ю., Васягина, Н.Н. (2021). Самодетерминация как психологический ресурс личностно-профессионального развития педагога. Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки, (3), 351–362. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0726

Прохоров, А.О., Чернов, А.В. (2023). Ментальная регуляция психических состояний студентов в повседневной и напряженной ситуациях обучения. Российский психологический журнал, 20(3), 48–65. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.3.3

Рубинштейн, С.Я. (1970). Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство. Москва: Медицина.

Рыльская, Е.А. (Ред.) (2021). Ресурсы жизнеспособности и стрессоустойчивости современного человека. В: Психологические, психофизиологические, нейробиологические, педагогические аспекты: коллективная монография. Челябинск: Полиграф-Мастер.

Савинова, Т.В., Сюбаева, Р.Р. (2020). Личностная рефлексия как фактор саморазвития будущего педагога. Учебный эксперимент в образовании, (4), 36–42.

Толочек, В.А. (2022). Социальная успешность субъекта, окружение, ресурсы: открытые вопросы. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(4), 136–158. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.04.06

Хазова, С.А. (2023). Ресурсный подход в психологии. В: Научные подходы в современной отечественной психологии: коллективная монография. Под. ред. А.Л. Журавлева и др. Москва: Институт психологии РАН.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-14

Поступила: 22.01.2024

Принята к публикации: 18.03.2024

Дата публикации в журнале: 05.04.2024

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; ресурсно-прогностический подход; рефлексивное проектирование; ресурс; технология; студенты

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024