Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Личностно-профессиональное развитие педагога как фактор реализации потенциала неуспешных одаренных школьников

Личностно-профессиональное развитие педагога как фактор реализации потенциала неуспешных одаренных школьников

Аннотация

Актуальность. Изучение личностных особенностей и познавательных потребностей интеллектуально одаренных школьников, неуспешных в учебной деятельности, актуально для научного обоснования программ личностно-профессионального развития и подготовки педагогов к взаимодействию с такими учащимися.

Цель. Теоретико-методологический анализ новых научных данных об особенностях когнитивного и личностного развития неуспешных в учении интеллектуально одаренных школьников как психолого-педагогической основы подготовки педагога к взаимодействию с такими учащимися; эмпирическое исследование мотивационно-личностных характеристик интеллектуально одаренных школьников с различным уровнем успеваемости.

Выборка. В эмпирическом исследовании участвовали 460 интеллектуально одаренных учащихся 5–10-х классов школ г. Москвы, 74–80 человек в каждой параллели.

Методы. Теоретико-аналитический обзор новых научных публикаций об особенностях когнитивного и личностного развития интеллектуально одаренных школьников, неуспешных в учебе, и о значении их психолого-педагогической поддержки учителями. В эмпирическом исследовании использованы учительские оценки и тесты когнитивных способностей, опросники мотивации достижения, академической и общей самооценки, адаптированные автором (Щебланова, 2006), параметрические методы статистики.

Результаты. Проведенный анализ представлений школьных учителей об их самоэффективности в обучении одаренных школьников продемонстрировал недостаточную, по их мнению, профессиональную готовность к работе с этой категорией учащихся. Выделены важные аспекты современного понимания дифференцированного подхода к идентификации и обучению интеллектуально одаренных детей с учетом необходимости более полного включения в программы личностно-профессионального развития педагогов данных о вариативности проявлений интеллектуальной одаренности и траекторий ее развития.

Выводы. Теоретически и эмпирически обоснованы важные аспекты профессионально-личностной подготовки учителей к эффективному взаимодействию с интеллектуально одаренными школьниками, а именно, — понимание особенностей не только когнитивного, но и мотивационного и личностного развития учащихся с высоким уровнем способностей и разными уровнями успешности в обучении, а также необходимости психолого-педагогической поддержки неуспешных интеллектуально одаренных школьников.

Литература

Ларионова, Л.И. (2021). Особенности работы педагогов и психологов с одаренными детьми. Санкт-Петербург: НИЦ АРТ.

Митина, Л.М. (2022). Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 143–161.

Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н., Фомина, Т.Г. (2019). Вклад исполнительных функций и осознанной саморегуляции в успешность по русскому языку в средней школе. Теоретическая и экспериментальная психология, 12(4), 54–66.

Собкин, В.С., Фомиченко, А.С. (2017). Самоэффективность учителя и учебная деятельность учащихся (по материалам зарубежных публикаций). Человек и образование, (4), 178–183.

Тихомирова, Т.Н., Малых, С.Б. (2017). Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. Санкт-Петербург: Нестор-История.

Фомиченко, А.С. (2019). Особенности влияния характера взаимодействия в системе «учитель — ученик» на процессы обучения и развития школьников (по материалам зарубежных публикаций). Современная зарубежная психология, 8(1), 76–83. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2019_n1/jmfp_2019_n1_Fomichenko.pdf (дата обращения: 27.02.2024).

Шиленкова, Л.Н. (2020). Самоэффективность в образовательном процессе (обзор зарубежных исследований). Современная зарубежная психология, 9(3), 69–78. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2020_n3/jmfp_2020_n3_Shilenkova.pdf (дата обращения: 27.02.2024).

Шумакова, Н.Б. (2020). К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Вестник практической психологии образования, 17(2), 97–105. URL: https://doi.org/10.17759/ssc.2020010103 (дата обращения: 27.02.2024).

Щебланова, Е.И. (2006). Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: дисс. д-ра психол. наук. Москва.

Щебланова, Е.И. (2017). Неуспешные одаренные школьники. Москва: URSS.

Щебланова, Е.И. (2023). Интеллектуально одаренные школьники: когнитивное, эмоциональное и социальное развитие: монография (электронное сетевое издание). Москва: ФНЦ ПМИ.

Beckmann, E., Minnaert, A. (2018). Non-cognitive characteristics of gifted students with learning disabilities: an in-depth systematic review. Frontiers in Psychology, (9), 348632. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00504

Brigandi, C.B., Gilson, С.М., Miller, M. (2019). Professional development and differentiated instruction in an elementary school pullout program: A gifted education case study. Journal for the Education of the Gifted, 42(4), 362–395. https://doi.org/10.1177/0162353219874418

Dai, D.Y. (2020). Assessing and accessing high human potential: A brief history of giftedness and what it means to school psychologies. Psychology in the Schools, 57(10), 1514–1527. https://doi.org/10.1002/pits.22346

Engels, M.C., Spilt, J., Denies, K., Verschueren, K. (2021). The role of affective teacher-student relationships in adolescents’ school engagement and achievement trajectories. Learning and Instruction, (75), 101485. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2021.101485

Foley‐Nicpon, M., Assouline, S.G. (2020). High ability students with coexisting disabilities: implications for school psychological practice. Psychology in the Schools, 57(10), 1615–1626. https://doi.org/10.1002/pits.22342

Gilar-Corbi, R., Veas, A., Miñano, P., Castejón, J-L. (2019). Differences in personal, familial, social, and school factors between underachieving and non-underachieving gifted secondary students. Frontiers in Psychology, (10), 462602. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02367

Golle, J., Schils, T., Borghans, L., Rose, N. (2023). Who is considered gifted from a teacher’s perspective? A representative large-scale study. Gifted Child Quarterly, 67(1), 64–79. https://doi.org/10.1177/00169862221104026

Heller, K.A., Perleth, Ch. (2010). The Munich high ability test battery (MHBT): A multidimensional multimethod approach. In: K.A. Heller (Ed.), Munich studies of giftedness (pp. 175–189). Berlin: LIT.

Maddocks, D.L.S. (2020). Cognitive and achievement characteristics of students from a national sample identified as potentially twice exceptional (gifted with a learning disability). Gifted Child Quarterly, 64(1), 3–18. https://doi.org/10.1177/0016986219886668

Matheis, S., Keller, L.K., Kronborg, L., Schmitt, M., Preckel, F. (2020). Do stereotypes strike twice? Giftedness and gender stereotypes in pre-service teachers’ beliefs about student characteristics in Australia. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 48(2), 213–232. https://doi.org/10.1080/1359866X.2019.1576029

Nicholas, M., Skourdoumbis, A., Bradbury, O. (2024). Meeting the needs and potentials of high-ability, high-performing, and gifted students via differentiation. Gifted Child Quarterly, 68(2), 1–19. https://doi.org/10.1177/00169862231222225

Rowan, L., Townend, G. (2016). Early career teachers’ beliefs about their preparedness to teach: Implications for the professional development of teachers working with gifted and twice-exceptional students. Cogent Education, 3(1), 1242458. https://doi.org/10.1080/2331186X.2016.1242458

Siegle, D. (2018). Understanding underachievement. In: S.I. Pfeiffer (Ed.), Handbook of Giftedness in Children (pp. 285–297). Cham: Springer International Publishing AG. https://doi.org/10.1007/978-3-319-77004-8_16

Snyder, K.E., Fong, C.J., Painter, J.K., Pittard, C.M., Barr, S.M., Patall, E.A. (2019). Interventions for academically underachieving students: A systematic review and meta-analysis. Educational Research Review, (28), 100294. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2019.100294

Steenbergen-Hu, S., Olszewski-Kubilius, P., Calvert, E. (2020). The effectiveness of current interventions to reverse the underachievement of gifted students: Findings of a meta-analysis and systematic review. Gifted Child Quaterly, 64(2), 132–165. https://doi.org/10.1177/0016986220908601

Subotnik, R., Olszewski-Kubilius, P., Worrell, F.C. (2019). Environmental factors and personal characteristics interact to yield high performance in domains. Frontiers in Psychology, (10), 2804. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02804

Szymanski, A., Croft, L., Godor, B. (2018). Determining attitudes toward ability: A new tool for new understanding. Journal of Advanced Academics, 29(1), 29–55. https://doi.org/10.1177/1932202X17738989

Ziernwald, L., Hillmayr, D., Holzberger, D. (2022). Promoting high-achieving students through differentiated instruction in mixed-ability classrooms: A systematic review. Journal ofAdvanced Academics, 33(4), 540–573. https://doi.org/10.1177/1932202X221112931

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-16

Поступила: 24.01.2024

Принята к публикации: 16.03.2024

Дата публикации в журнале: 20.04.2024

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; педагоги; одаренные школьники; способности; мотивация; самооценки; учебная неуспешность; дифференциация обучения

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024