Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Особенности ментальной регуляции познавательных состояний школьников в зависимости от уровня стрессогенности ситуации

Особенности ментальной регуляции познавательных состояний школьников в зависимости от уровня стрессогенности ситуации

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью вклада структур, составляющих сознание (в частности, рефлексивно-смысловых структур и самоотношения), в регуляцию познавательных состояний в различных по степени напряженности ситуациях жизнедеятельности. Теоретической базой работы выступила авторская концепция ментальной регуляции психических состояний.

Цель. Выявить особенности взаимосвязей между показателями ментальной регуляции и частотой переживания различных познавательных состояний в четырех ситуациях с разным уровнем стрессогенности.

Выборка. Выборку исследования составили 70 учащихся 11-х классов (31 юноша и 39 девушек, Мвозраст = 17,7 лет) средних общеобразовательных учреждений.

Методы. В исследовании применялись авторские анкеты «Оценка частоты переживаний психических состояний» и «Способы саморегуляции состояний» (М.Е. Валиуллина). В инструкциях респондентам предъявлялись четыре типа ситуаций с различным уровнем стрессогенности — от слабого с нейтральным контекстом до сильного с отрицательным эмоциональным фоном. Тестирование проводилось с использованием известных психологических тестов: «Методика исследования системы жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков), «Тест-опросник самоотношения» (С.Р. Пантилеев), «Методика диагностики рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарева). Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи частотного анализа и корреляционного анализа по Спирмену.

Результаты. Показано, что с увеличением вектора напряженности ситуации уменьшается частота переживания продуктивных познавательных состояний и возрастает вероятность возникновения непродуктивных состояний, при этом растет количество используемых методов регуляции. Кроме того, с повышением напряженности ситуации усиливается включенность показателей смысловой сферы, рефлексии и самоотношения в ментальную регуляцию познавательных состояний, возрастает степень интеграции взаимосвязей, выделяются структурообразующие показатели.

Выводы. Полученные результаты позволяют утверждать, что уровень стрессогенности ситуации существенно влияет на качественный состав характеристик, входящих в системы «ментальная регуляция — познавательное состояние — метод регуляции» и «ментальная регуляция — метод регуляции — познавательное состояние».

Литература

Валиуллина, М.Е. (2024). Опыт разработки анкет для изучения динамики психических состояний и способов саморегуляции в контексте временной перспективы. Психология психических состояний: сб. материалов 18-й Всеросс. науч.-практич. конф. (С. 34–41). Казань: Изд-во Казанск. ун-та.

Карпов, А.В., Скитяева, И.М. (2005). Психология метакогнитивных процессов личности. Москва: Институт психологии РАН.

Котляков, В.Ю. (2013). Методика «Система жизненных смыслов». Вестник Кемеровского государственного университета, 2(1), 148–153.

Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н., Потанина, А.М., Ишмуратова, Ю.А. (2021).

Осознанная саморегуляция в системе предикторов успешности по русскому языку в школе (общая модель и ее модификации), Национальный психологический журнал, (3), 15–30.

Пантилеев, С.Р. (1993). Методика исследования самоотношения. Москва: Смысл.

Перикова, Е.И., Бызова, В.М. (2021). Система психической саморегуляции учебной деятельности: метакогнитивный подход. Сибирский психологический журнал, (79), 15–29.

Прохоров, А.О. (2020). Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта. Психологический журнал, 41(1), 5–17.

Прохоров, А.О. (2023). Ситуационные аспекты ментальной регуляции психических состояний. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(4), 13–28.

Blanchette, I., Richards, A. (2010). The influence of affect on higher-level cognition: A review of research on interpretation, judgement, decision making and reasoning. Cognition andEmotion, (24), 561–595. https://doi.org/10.1080/02699930903132496

Flavell, J.H. (1992). Cognitive development: Past, present, and future. Developmental Psychology, 28(6), 998–1005. https://doi.org/10.1037/0012-1649.28.6.998

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-17

Поступила: 31.01.2024

Принята к публикации: 21.03.2024

Дата публикации в журнале: 19.04.2024

Ключевые слова: познавательные состояния; саморегуляция; смысл; рефлексия; самоотношение; регуляторные средства

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024