Разработка и проверка эффективности программы снижения агрессивных проявлений у подростков
Аннотация
Актуальность. Рассматривается проблема роста уровня агрессии и тревожности в обществе, в том числе, в подростковой среде. В психологической практике востребованы программы коррекции агрессивного поведения, позволяющие эффективно работать с подростками.
Цель. Проверка эффективности коррекционной программы «Лицо агрессии», направленной на оптимизацию (снижение) уровня агрессивности и тревожности у школьников-подростков.
Выборка. В исследовании, проведенном на базе универсальной библиотеки ОИЯИ им. Д.И. Блохинцева в г. Дубна, приняли участие 61 подросток 11–14 лет, из них 26 человек составили две тренинговые группы и 35 человек — контрольную группу.
Методы. Шкала личностной тревожности учащихся 10–16 лет А.М. Прихожан; методика оценки уровня агрессии Басса — Перри; Торонтская алекситимическая шкала.
Результаты. Анализ полученных данных показал эффективность коррекционной программы «Лицо агрессии». Сравнение исследуемых психодиагностических показателей до и после тренинга в экспериментальной группе выявило значимое снижение уровня гнева, статистически значимые различия по общему уровню агрессии, на уровне тенденции — по показателям физической агрессии и общего уровня тревожности.
Выводы. Агрессивность и тревожность, выступающие значимыми индикаторами трудностей подросткового возраста, являются «двумя сторонами одной медали» и могут быть снижены в результате клинико-психологического тренинга по методу М.Е. Бурно. В эмпирическом исследовании подтвердились ранее полученные данные о связи эмоции гнева и враждебности как фактора готовности к агрессивному поведению с самооценочной и межличностной тревожностью подростков.
Литература
Абрамова, А.А., Кузнецова, С.О., Ениколопов, С.Н., Разумова, А.В. (2014). Специфика проявлений агрессивности у больных с депрессией разной нозологической принадлежности, степени тяжести и длительности. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, (2), 75–89. https://msupsyj.ru/articles/article/4630/?sphrase_id=57574
Брель, Е.Ю. (2018a). Алекситимия в норме и патологии: психологическая структура и возможности превенции: автореферат дисс. докт. психол. наук. Томск.
Брель, Е.Ю. (2018b). Алекситимия в структуре «практически здоровой» личности. Сибирский психологический журнал, (67), 89–101. https://doi.org/10.17223/17267080/67/7
Бурно, М.Е. (2012). Терапия творческим самовыражением. Москва: Изд-во «Академический проект».
Выготский, Л.С. (1986). Психология искусства. Под. ред. В.В. Иванова, А.Н. Леонтьева. Москва: Изд-во «Искусство».
Ениколопов, С.Н., Цибульский, Н.П. (2007). Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри. Психологический журнал, 28(1), 115–124.
Ларионов, П.М., Гречуха, И.А. (2020). Роль алекситимии и когнитивной регуляции эмоций в развитии агрессивного поведения подростков. Клиническая и специальная психология, 9(4), 57–98.
Макурина, А.П. (2014). Взаимосвязь нарушений саморегуляции и субъективных оценок проблем в социальном функционировании у психически больных женщин, совершивших общественно опасные деяния. Судебная психиатрия. Актуальные проблемы, (11), 125–138.
Макушкин, Е.В. (2009). Агрессивное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием. Москва: Изд-во ООО «Медицинское информационное агентство».
Положий, Б.С. (2014). Суицидальное поведение женщин. Москва: Изд-во «Центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского».
Прихожан, А.М. (2009). Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Москва: Изд-во «Питер».
Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. (Ред.) (1990). Психология. Словарь. Москва: Изд-во «Политиздат».
Реан, А.А. (2015). Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. Национальный психологический журнал, (1), 3–8.
Сандомирский, М.Е. (2005). Психосоматика и телесная психотерапия. Москва: Изд-во «Класс».
Тарасова, С.Ю. (2012). Индикаторы школьной тревожности и дезадаптации: дисс. канд. психол. наук. Москва.
Тарасова, С.Ю. (2016). Школьная тревожность. Причины, следствия, профилактика. Москва: Изд-во «Генезис».
Тарасова, С.Ю. (2023). Психологические риски подростков, обучающихся в условиях повышенной учебной нагрузки. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, (1), 280–302.
Тарасова, С.Ю., Осницкий, А.К., Ениколопов, С.Н. (2016). Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности. Психологическая наука и образование, 8(4), 102–116. https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080411
Ткаченко, А.А., Введенский, Г.Е., Дворянчиков, Н.В. (2014). Судебная сексология. Москва: Изд-во «Бином».
Федоренко, В.В., Белов, В.Г. (2017). Соотношение агрессивности, алекситимии и типа поведения у подростков. Мир психологии, (1), 153–158.
Холмогорова, А.Б., Московская, М.С., Шерягина, Е.В. (2014). Алекситимия и способность к оказанию разных видов социальной поддержки. Консультативная психология и психотерапия, 22(4), 115–129.
Цанева, А.Н. (2011). Негативные тенденции, наметившиеся в женской преступности за последнее десятилетие в России. Теория и практика общественного развития, (1), 197–199.
Avakyan, T.V., Volikova, S.V. (2014). Social anxiety in сhildren. Psychology in Russia: State of the Art, 7(1), 73–82. https://psychologyinrussia.com/volumes/index.php?article=3034&sphrase_id=214498
Alfonso, C. (2023). Clinical Implications of Countertransference in the Treatment of Addictions. Psychodyn Psychiatry, 51(2), 133–140. https://doi.org/10.1521/pdps.2023.51.2.133
Chung, J., Song, G., Kim, K., Yee, J., Kim, J., Lee, K., Gwak, H. (2019). Association between anxiety and aggression in adolescents: a cross-sectional study. BMC Pediatr, 19(1), 115. https://doi.org/10.1186/s12887-019-1479-6
Choi, K., Kim, Y., Jeon, H. (2020). Comorbid Anxiety and Depression: Clinical and Conceptual Consideration and Transdiagnostic Treatment. Adv Exp Med Biol, (1191), 219–235. https://doi.org/10.1007/978-981-32-9705-0_14
Deschênes, S., Dugas, M., Fracalanza, K., Koerner, N. (2012). The role of anger in generalized anxiety disorder. Cogn Behav Ther, 41(3), 261–271. https://doi.org/10.1080/16506073.2012.666564
Dixon, L., Tull, M., Lee, A., Kimbrel, N., Gratz, K. (2017). The Role of Emotion-Driven Impulse Control Difficulties in the Relation Between Social Anxiety and Aggression. J Clin Psychol, 73(6), 722–732. https://doi.org/10.1002/jclp.22372
Genovese, T., Dalrymple, K., Chelminski, I., Zimmerman, M. (2017). Subjective anger and overt aggression in psychiatric outpatients. Compr Psychiatry, (73), 23–30. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2016.10.008
Haddad, Ch., Malaeb, D., Sacre, H., Khalil, J., Khansa, W., Haji, R., Kheir, N., Saade, S., Obeid, S., Hallit, S. (2021). Association of problematic internet use with depression, impulsivity, anger, aggression, and social anxiety: Results of a national study among Lebanese adolescents. Pediatr Investig, 5(4), 255–264. https://doi.org/10.1002/ped4.12299
Heesink, L., Kleber, R., Häfner, M., Bedaf, L., Eekhout, I., Geuze, E. (2017). Anger and aggression problems in veterans are associated with an increased acoustic startle reflex. Biol Psychol, (123), 119–125. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2016.12.004.
Song, J., Kim, Y. (2021). Animal models for the study of depressive disorder. CNS Neurosci Ther, 27(6), 633–642. https://doi.org/10.1111/cns.13622
Stringaris, A. (2017). Editorial: What is depression? J Child Psychol Psychiatry, 58(12), 1287–1289. https://doi.org/10.1111/jcpp.12844
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-27
Поступила: 20.02.2024
Принята к публикации: 16.04.2024
Дата публикации в журнале: 22.08.2024
Ключевые слова: агрессия; гнев; школьная тревожность; самооценочная тревожность; творческая деятельность; психотерапия; творческое самовыражение
Доступно в on-line версии с: 17.09.2024
-
Для цитирования статьи: