Тарасова Софья Юрьевна
Старший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт).
-
Разработка и проверка эффективности программы снижения агрессивных проявлений у подростковТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 3. c.114-140подробнее115
-
Актуальность. Рассматривается проблема роста уровня агрессии и тревожности в обществе, в том числе, в подростковой среде. В психологической практике востребованы программы коррекции агрессивного поведения, позволяющие эффективно работать с подростками.
Цель. Проверка эффективности коррекционной программы «Лицо агрессии», направленной на оптимизацию (снижение) уровня агрессивности и тревожности у школьников-подростков.
Выборка. В исследовании, проведенном на базе универсальной библиотеки ОИЯИ им. Д.И. Блохинцева в г. Дубна, приняли участие 61 подросток 11–14 лет, из них 26 человек составили две тренинговые группы и 35 человек — контрольную группу.
Методы. Шкала личностной тревожности учащихся 10–16 лет А.М. Прихожан; методика оценки уровня агрессии Басса — Перри; Торонтская алекситимическая шкала.
Результаты. Анализ полученных данных показал эффективность коррекционной программы «Лицо агрессии». Сравнение исследуемых психодиагностических показателей до и после тренинга в экспериментальной группе выявило значимое снижение уровня гнева, статистически значимые различия по общему уровню агрессии, на уровне тенденции — по показателям физической агрессии и общего уровня тревожности.
Выводы. Агрессивность и тревожность, выступающие значимыми индикаторами трудностей подросткового возраста, являются «двумя сторонами одной медали» и могут быть снижены в результате клинико-психологического тренинга по методу М.Е. Бурно. В эмпирическом исследовании подтвердились ранее полученные данные о связи эмоции гнева и враждебности как фактора готовности к агрессивному поведению с самооценочной и межличностной тревожностью подростков.
Ключевые слова: агрессия; гнев; школьная тревожность; самооценочная тревожность; творческая деятельность; психотерапия; творческое самовыражение
-