Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Психологические особенности личностно-профессионального развития учащихся при переходе от среднего образования к высшему: кризисы и условия преодоления

Психологические особенности личностно-профессионального развития учащихся при переходе от среднего образования к высшему: кризисы и условия преодоления

Аннотация

В русле системного личностно-развивающего подхода проведено теоретико-эмпирическое исследование преемственности как основы в обеспечении обучения и развития школьников и студентов при переходе «школа-вуз». Результаты исследования позволили выделить три кризиса преемственности: кризис перехода от общего образования к высшему, кризис середины обучения в вузе и кризис перехода от обучения в вузе к профессиональной деятельности. Впервые показано, что преодоление и предотвращение кризисов преемственности зависят от следующих психологических условий: 1) уровня самосознания учащегося, 2) уровня личностно-профессионального развития педагога, 3) степени сформированности полисубъектной общности в школе и вузе. Разработаны и внедрены в учебный процесс вуза психолого-педагогические средства (психологические программы), направленные на профилактику и коррекцию кризисов преемственности.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 384 с.
  2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. 2-е изд. испр. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «Модэк», 2003. – 408 с.
  3. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: монография. – СПб.: Санкт-Петербургская акад. постдипломного пед. образования, 2008. – 151, [3] с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – C. 5–366.
  5. Гвилия Н.А., Горба Л.К., Коль О.Д., Мясникова Л.А., Парфенов А.В., Шульженко Т.Г. Преемственность и непрерывность подготовки – всегда в тренде // Известия СПб- ГЭУ. – 2020. – № 2(122). – С. 37–40.
  6. Глебова Г.Ф. Преемственность дошкольного, начального и среднего (полного) образования: проблемы и опыт проектирования // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – № 3(15). – С. 44–56.
  7. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1990. – 32 с.
  8. 8. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов при переходе обучающихся на новый уровень общего образования // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – № 1. – С. 80–88. doi: 10.17759/pse.2019240106.
  9. Ефлова З.Б., Косолапова Е.С. Условия обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в стандартах образования и в педагогической практике // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 3(23). – С. 40–49.
  10. Каргина А.Е., Морозова И.С., Крецан З.В. Особенности представлений обучающихся выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях в будущей профессиональной деятельности и о способах их преодоления // Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Т. 13. – № 1. – С. 117–130. doi: 10.17759/psyedu.2021130108.
  11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Взаимосвязь обучения и развития: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16. – № 1. – С. 4–12. doi: 10.17759/chp. 2020160101.
  12. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С., Петров Я.И. Психологические проблемы непрерывного образования / Под ред. В.Г. Онушкина. – М.: Педагогика, 1987.
  13. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // Сов. педагогика. – 1968. – № 9. – С. 49–56.
  14. Митин Г.В. Полисубъектная общность «педагог-учащийся» как психологическая основа преемственности поколений / Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: теории, технологии, управление. Сборник с научни доклади. – Китен: ЕКС- ПРЕС, 2019. – С. 576–580.
  15. Митин Г.В. Преемственность как предмет психологических, педагогических и социологических исследований / В кн. «Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике». Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Психологический институт РАО, 2020. – С. 227–230.
  16. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. – М.; СПб.: Нестор-История, 2019. – 400 с.
  17. Митина Л.М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 430 с.
  18. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 3. – С. 90–100. doi: 10.17759/ pse.2020250308.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  20. Рузиева Н.Э. Проблема преемственности дошкольного и школьного образования // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 9(93). – С. 45–49.
  21. Сманцер А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. – Минск: БГУ, 2011. – 289 с.
  22. Федотова Л.Е. Преемственность уровней образования в условиях ФГОС // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2020. – № 2. – С. 1099–1103.
  23. Mitin G., Mitina L., Shchelina S. Scientific justification and technological solution for overcoming psychological barriers of educational subjects' personal-andprofessional development / Process Management and Scientific Developments. Part 2. – Melbourne, 2021. – P. 124–134.
  24. Mitina L.M. Innovative Approach to the Preparation of Future Teachers / In: Gafurov I., Valeeva R. (Eds.) VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 – June 9, 2020. – ARPHA Proceedings 3. – P. 1673–1682. doi: 10.3897/ap.2.e1673.
Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2021-3-42-54

Дата публикации в журнале: 30.09.2021

Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие; полисубъектная общность «педагог-учащийся»; преемственность; кризисы; самосознание; психологические защиты; условия и средства; «школа-вуз»; коррекционно-развивающие программы

Доступно в on-line версии с: 30.09.2021

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2021