Алмазова Ольга Викторовна
кандидат психологических наук
Доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
-
Методики CLASS и ECERS-R в исследовании качества образовательной среды как предиктора развития регуляции у дошкольниковТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 1. c.24-51подробнее1178
-
Актуальность. Изучение эффективности инструментов измерения качества образовательной среды в группах детского сада в прогнозировании развития регуляторных функций у дошкольников — важная и актуальная задача современной психологии, поскольку от этого во многом зависит успешность подготовки ребенка к школьному обучению.
Цели данного исследования: 1) сопоставление оценок качества образователь- ной среды, полученных с помощью методик ECERS-R и CLASS, в группах московских детских садов; 2) выявление взаимосвязей этих оценок с развитием регуляторных функций у воспитанников данных групп на протяжении одного учебного года (от старшей до подготовительной группы детского сада).
Выборка. В исследовании приняли участие 360 воспитанников из 26 старших групп детских садов г. Москвы. Диагностика уровня развития регуляторных функций у детей проводилась два раза: в старших группах и через год — в подготовительных группах.
Методы. Для оценки качества образовательной среды использовались методики CLASS (Classroom Assessment Scoring System) (Pianta, La Paro, Hamre, 2008) и ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale–Revised) (Harms, Cliff ord, Cryer, 2005; Хармс, Клиффорд, Крайер, 2016). Для оценки основных компонентов регуляторных функций (зрительной и слуховой рабочей памяти, сдерживающего контроля и когнитивной гибкости) применялся набор методик, апробированных нами ранее на дошкольниках (Алмазова, Бухаленкова, Веракса, 2019). Результаты. Согласно оценкам качества образовательной среды московских детских садов по методике CLASS, подготовительные группы показывают высокий и средний уровни, а по методике ECERS-R — средний и низкий уровни качества образовательной среды. Оценки, полученные по каждой из методик, не противоречат друг другу, но носят дополняющий характер и связаны не всегда линейно. Дети с высоким уровнем развития регуляторных функций чаще бывают в группах детских садов с высоким уровнем качества образовательной среды по методике CLASS, и низким и средним — по методике ECERS-R. Дошкольники с низким уровнем развития регуляторных функций чаще посещают группы с низким уровнем качества образовательной среды по методике CLASS и средне-низким — по методике ECERS-R. Большая часть различий в оценках разных компонентов регуляторных функций у детей из групп детских садов с разным качеством образовательной среды получена для зрительной рабочей памяти и сдерживающего контроля.
Заключение. Методики CLASS и ECERS-R хорошо дополняют друг друга, в связи с чем рекомендуется использование обеих методик как в практической работе с дошкольными учреждениями, так и в научных исследованиях
Ключевые слова: дошкольный возраст; качество образовательной среды; CLASS; ECERS-R; регуляторные функции; торможение; рабочая память; когнитивная гибкость
-
-
Особенности развития воображения у детей 5–6 летТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 3. c.108-128подробнее1468
-
Актуальность. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, пониманием важной роли воображения в познавательном и эмоциональном развитии детей, а с другой — противоречивыми результатами современных исследований развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Цель. Целью исследования выступила оценка продуктивного воображения у современных воспитанников старших групп детского сада и выделение типов воображения на основе статистической обработки данных.
Методы. В исследовании была использована методика «Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант теста Торренса) О.М. Дьяченко (2007). Рисунки дошкольников анализировались по параметрам разработанности, гибкости и оригинальности образов. При обработке полученных данных вычислялись средние и медианные значения, стандартные отклонения, применялся метод кластерного анализа, использовались критерии Краскела — Уоллиса и Манна — Уитни, а также критерий Колмогорова — Смирнова и критерий χ².
Выборка. В исследовании приняли участие 768 воспитанников старших групп детских садов из четырех регионов России (г. Москвы, республик Саха и Татар- стан, Пермского края) в возрасте от 58 до 72 месяцев (из них 47,9% — мальчики).
Результаты. На основе параметров разработанности и оригинальности рисунков были выделены 6 качественно различающихся типов продуктивного воображения у старших дошкольников. Согласно полученным результатам, уровень развития воображения примерно половины дошкольников старших групп низкий: дети либо вообще не принимают задание (мы отнесли их к 0 типу), либо рисуют не детализированные отдельные объекты (1 тип). Также результаты выделения 2, 3 и 4 типов показывают, что разработанность и оригинальность в возрасте 5–6 лет развиваются гетерохронно: у части детей относительно выше оценки по одному параметру, тогда как у части — по другому. Менее чем у 5% выборки был выявлен высокий уровень развития воображения, при котором дети используют включения (5 тип). Было получено схожее распределение типов в разных регионах России.
Выводы. Результаты исследования расширяют представления о развитии продуктивного воображения у современных детей дошкольного возраста и вносят вклад в его изучение в изменившихся условиях образовательной среды. Построенная на основе количественных методов типология продуктивного воображения может быть полезна как исследователям, так и практикующим психологам, работникам сферы дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольный возраст; воображение; гибкость; оригинальность; разработанность; дорисовывание фигур
-