Саенко Алексей Юрьевич
Аспирант кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики Российского государственного социального университета.
-
Взаимосвязь ценностных ориентаций и удовлетворенности потребности в безопасности с отношением к роботам у людей разных поколенийТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 1. c.49-69подробнее910
-
Актуальность. Отношение к новым технологиям взаимосвязано с различными психологическими факторами, включая ценностный профиль личности. Одной из таких технологий является робот, оснащенный искусственным интеллектом (ИИ), который подчас может восприниматься как источник угрозы, в том числе психологической безопасности. Между тем, проблема взаимосвязи ценностного профиля личности, степени удовлетворенности потребности в безопасности с отношением к роботам у представителей разных поколений остается недостаточно изученной.
Цель. Провести пилотажное исследование взаимосвязей ценностных ориентаций и удовлетворенности потребности в безопасности с отношением к роботам у людей трех поколений россиян: X, Y, Z.
Выборка. В исследовании приняли участие 102 человека в возрасте от 18 до 55 лет (жители Москвы и Московской области), из них поколение X (1968–1981 г.р.) — 29 человек, поколение Y (1982–2000 г.р.) — 38 человек, поколение Z (2001 г.р. и позднее) — 35 человек.
Методы. Портретный ценностный опросник» Шварца (PVQ-21), опросник «Оценка удовлетворенности потребности в безопасности» О.Ю. Зотовой, опросник отношения к технологиям Г.У. Солдатовой и др., шкала негативного отношения к роботам (NARS) в адаптации В.А. Акмаева.
Результаты. Выявлены различия в ценностном профиле, удовлетворенности потребности в безопасности и в отношении к технологиям среди респондентов поколений X, Y, Z. От поколения X к поколению Z происходит частичное изменение системы ценностей и степени удовлетворенности потребности в безопасности. При этом, для поколения X характерны стремление к традиционным вещам, а также более низкий уровень удовлетворенности потребности в безопасности, что соотносится с более негативным отношением к роботам. При этом молодое поколение Z, более склонное к риску, относится к роботам позитивнее. Выявлены предикторы негативного отношения к роботам.
Выводы. Исследование указывает на существование взаимосвязи между отношением человека к роботам, степенью удовлетворенности потребности в безопасности, а также ценностным профилем личности, который имеет характерные отличия в зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе. Высокая степень удовлетворенности потребности в безопасности является предиктором положительного отношения к роботам. Новые технологии могут способствовать снижению чувства безопасности и, как следствие, их непринятию. Проведенное исследование выявило определенные различия в отношении к роботам у представителей разных поколений. Для формирования положительного отношения к новым технологиям, включая ИИ, необходима работа, направленная на поддержание оптимального уровня психологической безопасности.
Ключевые слова: ценностный профиль; потребность в безопасности; отношение к технологиям; робот; искусственный интеллект
-
-
Социально-психологические детерминанты отношения различных социальных групп к беспилотному автомобилю как технологии будущегоТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 3. c.66-95подробнее166
-
Актуальность. Несмотря на активные разработки полностью беспилотного автомобильного транспорта, проводимые ведущими конструкторскими бюро по всему миру, отношение людей к этой технологии остается неоднозначным. Проблема отношения личности и различных социальных групп к данному виду транспорта, а также специфика социально-психологических детерминант такого отношения остаются недостаточно изученными.
Цель. Изучить социально-психологические детерминанты отношения к беспилотному автомобильному транспорту в зависимости от профессиональной принадлежности, специфики места проживания и возрастной группы.
Выборка. В исследовании приняли участие 967 человек в возрасте от 16 до 72 лет (Mвозр. = 25,95; SD = 11,83), их них 260 мужчин (27%) и 707 женщин (73%).
Методы. Ценностный опросник (PVQ) Шварца, шкала «Включенность» опросника межличностных отношений (FIRO) в адаптации Рукавишникова, Краткий личностный опросник (TIPI) в адаптации Сергеевой и др., методика Купрейченко «Доверие/недоверие личности миру, себе и другим людям» в интерпретации Ильина, Опросник отношения к технологиям Солдатовой и др., авторская методика оценки отношения к беспилотному автомобильному транспорту.
Результаты. Показано, что отношение к беспилотному транспорту различается у людей разной профессиональной принадлежности, проживающих в городах с различной плотностью населения, представителей различных возрастных групп. Множественный регрессионный анализ выявил личностные предикторы такого отношения: индивидуальный ценностный профиль, личностные черты, базовое доверие, потребность во включенности в межличностную коммуникацию и техническое мировоззрение. При этом набор выявленных предикторов зависит от социально-средовых и социально-демографических детерминант. Анализ полученных данных позволил разработать эмпирическую модель социально-психологических детерминант отношения личности к беспилотному автомобилю.
Выводы. Отношение к беспилотному автомобилю обусловлено рядом социально-психологических детерминант, к которым относятся как внутриличностные особенности (индивидуальный ценностный профиль, личностные черты, базовое доверие, потребность во включенности в межличностную коммуникацию и техническое мировоззрение), так и внешние социально-средовые и социально-демографические факторы (профессиональная принадлежность, место проживания, возрастные особенности).
Ключевые слова: беспилотный автомобиль; отношение; детерминанты; технологии; ожидания; сверхдоверие; недоверие
-