Киселева Мария Георгиевна
Директор института психолого-социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).
-
Связь стилей родительского воспитания с учебной мотивацией и эмоциональным состоянием подростков в условиях цифровизацииТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 3. c.96-113подробнее331
-
Актуальность. Эмоциональное состояние, продолжительность экранного времени и уровень учебной мотивации школьников часто являются предметом беспокойства многих родителей. В исследовании рассматривается связь учебной мотивации, эмоции гнева и стилей родительского воспитания с точки зрения подростков.
Цель. Выявление и описание характера связи различных аспектов родительского воспитания с мотивацией и эмоцией гнева у подростков в контексте глобальной цифровизации.
Выборка. В исследовании приняли участие 265 человек (54% — женского пола). Средний возраст респондентов составил 13,8 лет (M = 13,8, Me = 14, SD = 1,62).
Методы. Для исследования стилей родительского воспитания респонденты заполнили авторский опросник «Подростки о родителях». Мотивационно-эмоциональный компонент личности подростков исследовался с помощью опросника «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению» Андреевой, Прихожан. Уровень цифровой вовлеченности подростков оценивался посредством показателя среднего времени пользования мобильным телефоном в сутки. Статистический анализ проводился с помощью метода общих линейных моделей (General Linear Models) в программе Jamovi 2.3.16.0.
Результаты. Составленная по результатам исследования общая линейная модель показала, что мотивация достижения у подростков имеет отрицательную связь с их средним «экранным временем». Уровень учебной мотивации подростков положительно связан с такими стилями родительского воспитания, как позитивный интерес и автономность. Выраженность эмоции гнева у подростков положительно связана с директивностью, враждебностью и непоследовательностью родителей. По результатам теста Уилкоксона, такие стили воспитания, как директивность, враждебность и автономность, более выражены у отцов, нежели у матерей.
Выводы. Наиболее благоприятным стилем воспитания для достижения высокой учебной мотивации и снижения уровня эмоции гнева у подростков является выраженный позитивный интерес со стороны родителей и предоставляемая ими автономность в сочетании с низким уровнем директивности, враждебности и непоследовательности. Мотивация достижения отрицательно связана с продолжительностью «экранного времени» у подростков.
Ключевые слова: стили воспитания; подростковый возраст; стили воспитания; подростковый возраст; экранное время; гнев; учебная мотивация; мотивация достижения
-