Веракса Александр Николаевич
доктор психологических наук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Профессор, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.; заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
-
Методики CLASS и ECERS-R в исследовании качества образовательной среды как предиктора развития регуляции у дошкольниковТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 1. c.24-51подробнее1255
-
Актуальность. Изучение эффективности инструментов измерения качества образовательной среды в группах детского сада в прогнозировании развития регуляторных функций у дошкольников — важная и актуальная задача современной психологии, поскольку от этого во многом зависит успешность подготовки ребенка к школьному обучению.
Цели данного исследования: 1) сопоставление оценок качества образователь- ной среды, полученных с помощью методик ECERS-R и CLASS, в группах московских детских садов; 2) выявление взаимосвязей этих оценок с развитием регуляторных функций у воспитанников данных групп на протяжении одного учебного года (от старшей до подготовительной группы детского сада).
Выборка. В исследовании приняли участие 360 воспитанников из 26 старших групп детских садов г. Москвы. Диагностика уровня развития регуляторных функций у детей проводилась два раза: в старших группах и через год — в подготовительных группах.
Методы. Для оценки качества образовательной среды использовались методики CLASS (Classroom Assessment Scoring System) (Pianta, La Paro, Hamre, 2008) и ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale–Revised) (Harms, Cliff ord, Cryer, 2005; Хармс, Клиффорд, Крайер, 2016). Для оценки основных компонентов регуляторных функций (зрительной и слуховой рабочей памяти, сдерживающего контроля и когнитивной гибкости) применялся набор методик, апробированных нами ранее на дошкольниках (Алмазова, Бухаленкова, Веракса, 2019). Результаты. Согласно оценкам качества образовательной среды московских детских садов по методике CLASS, подготовительные группы показывают высокий и средний уровни, а по методике ECERS-R — средний и низкий уровни качества образовательной среды. Оценки, полученные по каждой из методик, не противоречат друг другу, но носят дополняющий характер и связаны не всегда линейно. Дети с высоким уровнем развития регуляторных функций чаще бывают в группах детских садов с высоким уровнем качества образовательной среды по методике CLASS, и низким и средним — по методике ECERS-R. Дошкольники с низким уровнем развития регуляторных функций чаще посещают группы с низким уровнем качества образовательной среды по методике CLASS и средне-низким — по методике ECERS-R. Большая часть различий в оценках разных компонентов регуляторных функций у детей из групп детских садов с разным качеством образовательной среды получена для зрительной рабочей памяти и сдерживающего контроля.
Заключение. Методики CLASS и ECERS-R хорошо дополняют друг друга, в связи с чем рекомендуется использование обеих методик как в практической работе с дошкольными учреждениями, так и в научных исследованиях
Ключевые слова: дошкольный возраст; качество образовательной среды; CLASS; ECERS-R; регуляторные функции; торможение; рабочая память; когнитивная гибкость
-