Зинченко Юрий Петрович
доктор психологических наук
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Профессор, академик РАО. Доктор психологических наук.
Декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, Президент РПО. Директор ПИ РАО.
Главный редактор ведущих научных журналов по психологии «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Российский психологический журнал», «Национальный психологический журнал», ежегодника «Psychology in Russia», член редколлегии журналов «Методология и история психологии», «Психология и естествознание», «Психология и социальные науки», «Cognitive Science», «Вестник практической психологии образования», «Юридическая психология», «Мир психологии», «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология», «Сибирский психологический журнал», ответственный секретарь серии «Классический университетский учебник МГУ», член научно-редакционного совета НПО «Экономика», член Редакционно-издательского совета Российской академии образования.
-
Новые направления исследований в Психологическом институтеТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 3. c.28-42подробнее1067
-
Актуальность. Создание новых направлений психологических исследований на базе Психологического института РАО является важной и актуальной задачей. В условиях нарастающих изменений во всех сферах жизнедеятельности существует запрос современного общества на помощь психологов в сохранении психологического здоровья населения и создании возможностей для гармоничного развития и реализации творческого потенциала наших детей в этих условиях.
Цель. В статье представлено несколько современных направлений исследований Психологического института РАО. В соответствии с современными исследовательскими парадигмами, они носят ярко выраженный междисциплинарный характер и предполагают использование инновационных цифровых технологий. Представленные исследования выполнены в контекстах психологии здоровья и нейрореабилитации, реализации психологической помощи при пандемии COVID-19, фундаментальных исследований психологии детства, практической организации помощи детям в «горячих точках». Особое внимание уделено исследованиям феномена современного ребенка, возможностям сохранения ценности детства и гармоничного развития детей.
Методы. В эмпирических и экспериментальных исследованиях применяются как известные психологические методики для диагностики психического развития и функциональных состояний, так и технологии виртуальной реальности (ВР), экзоскелетов, биологической обратной связи (БОС), ольфактометрия и др.
Результаты. Использование инновационных технологий в нейрореабилитации позволило наметить перспективные направления в исследованиях, результаты которых определят развитие индустрии виртуальной реальности (ВР) в целом. В рамках исследований, проводившихся в период пандемии COVID-19, были разработаны рекомендации для различных групп населения по организации деятельности в режиме самоизоляции, а также по психологическому сопровождению, проведению психологического тренинга для медперсонала, нейропсихологической диагностике и реабилитации при COVID-19. Особых усилий потребовали исследования и практическая работа по созданию эффективной системы психологического сопровождения в Луганской и Донецкой народных республиках. При участии Психологического института РАО был организован и успешно проведен масштабный международный форум «Ребенок в цифровом мире», в котором смогли принять участие более 10 000 слушателей из 46 стран мира. Его результаты показали, что возрастает не только интерес к проблемам детства, но и стремление ученых выработать общее понимание того, как должна быть организована образовательная работа с детьми.
Выводы. Новые направления психологических исследований были организованы и реализованы в плодотворном сотрудничестве Психологического института РАО и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В нескольких циклах уже проведенных и только разворачивающихся междисциплинарных исследований удалось получить новые фундаментальные данные в области психологии здоровья, детской психологии, педагогической психологии и пр. По результатам проведенной работы были подготовлены практические рекомендации и предложены научные разработки по новым перспективным направлениям научных исследований.
Ключевые слова: психология здоровья; нейрореабилитация; ольфактометрические исследования; реабилитация; пандемия СOVID-19; современное детство; развитие ребенка
-