Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Индивидуально-типические особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, психологического благополучия и академической успеваемости учащихся 6-х классов

Индивидуально-типические особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, психологического благополучия и академической успеваемости учащихся 6-х классов

Аннотация

Актуальность. Работа выполнена в контексте малоизученного аспекта актуальной проблемы индивидуально-типических проявлений некогнитивных предикторов академических достижений школьников.

Цель исследования. Анализ индивидуально-типических особенностей взаимосвязи осознанной саморегуляции, психологического благополучия с академической успеваемостью учащихся 6-х классов. 

Выборку исследования составили 169 человек (средний возраст — 11,99 лет). 

Методики. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М 52)», русскоязычная версия опросника «Шкала проявлений психологического благополучия подростков» (Моросанова и др.), русскоязычная версия опросника «Большая пятерка — детский вариант» (Малых и др.), опросник «Отношение к учению в средних и старших классах школы» (ОУУ) — модификация «Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы — МЭОУ» (Андреева, Прихожан), опросник «Шкала академической мотивации школьников — ШАМ-Ш» (Гордеева и др.). 

Результаты. Выделено пять индивидуально-типических профилей с различной выраженностью психологического благополучия, осознанной саморегуляции и академической успеваемости. Обнаружено, что высокая успеваемость поддерживается академической мотивацией и психологическим благополучием. Психологическое благополучие учащихся со средней успеваемостью поддерживается осознанной саморегуляцией. Успеваемость таких учащихся может быть повышена за счет регуляторной гибкости, познавательной мотивации и добросовестности, если благополучие и саморегуляция низкие, а если они средние, она поддерживается мотивацией достижения и самоуважения, а также мотивацией избегания неудач. Учащиеся с низкой успеваемостью потенциально могут ее повысить за счет мотивации само- развития, достижения и оценивания результатов. Ресурсом поддержания психологического благополучия в данной группе являются планирование, ответственность и познавательная мотивация.

Выводы. Полученные результаты могут использоваться для подготовки индивидуализированных психолого-педагогических программ развития осознанной саморегуляции, а также поддержания психологического благополучия и академической успешности учащихся. Обсуждаются новые результаты, требующие проведения дополнительных исследований для их объяснения.

Литература

Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33–38.

Бондаренко И.Н., Потанина А.М., Цыганов И.Ю. Динамика регуляторных и личностных свойств младших школьников со снижением психологического благополучия (лонгитюдные данные). В сборнике Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации / Под ред. Т.Н. Банщиковой, Е.А. Фоминой, В.И. Моросановой. М.: Знание-М, 2020. doi: 10.38006/907345-50-8.2020.55.69

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 65–74. doi: 10.17759/pse.2017220206

Куфтяк Е.В., Тихонова И.В. Психическое здоровье младших школьников: роль индивидуальных особенностей // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1. С. 95–119 [Электронный ресурс] // URL: https://mir-nauki.com/ PDF/95PSMN119.pdf (дата обращения: 11.03.2022).

Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая Пятерка — детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 4. С. 6–12.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. № 4. С. 62–78.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психо- логия. 2017. Т. 10. № 2. С. 27 –37.

Моросанова, В.И, Бондаренко, И.Н., Фомина, Т.Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для подростков // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 103–109.

Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 62–74.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно- мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. C. 5–21. doi: 10.17759/ pse.2019240401

Моросанова В.И. Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека. В сборнике Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени: монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С. 4–37. doi: 10.11621/vsp.2021.01.01

Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования. 2018. № 2. С. 64–76. doi: 10.17759/psyedu.2018100206

Фомина Т.Г., Моросанова В.И., Макушина Л.Н. Осознанная саморегуляция как медиатор взаимосвязи личностных диспозиций и психологического благополучия младших школьников. В сборнике Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы V Международной научной конференции / Отв. ред.: М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома: Костромской государственный университет, 2019.

Antaramian, S. (2017). The importance of very highlife satisfaction for students’ academic success. Cogent Education, 4 (1). doi: 10.1080/2331186X.2017.1307622

Baumeister, R.F., Tice, D.M., & Vohs, K.D. (2018). The strength model of self-regulation: Conclusions from the second decade of willpower research. Perspectives on Psychological Science, 13 (2), 141–145. doi: 10.1177/1745691617716946

Dent, A.L., & Koenka, A.C. (2016). Th e relation between self-regulated learning and academic achievement across childhood and adolescence: A meta-analysis. Educational Psychology Review, 28 (3), 425–474. doi: 10.1007/s10648-015-9320-8

Dörrenbächer, L., & Perels, F. (2016). Self-regulated learning profiles in college students: Their relationship to achievement, personality, and the effectiveness of an intervention to foster self-regulated learning. Learning and Individual Differences, 51, 229–241. doi: 10.1016/j.lindif.2016.09.015

Ferguson, S.L., & Hull, D.M. (2018). Personality profiles: Using latent profile analysis to model personality typologies. Personality and Individual Differences, 122, 177–183. doi: 10.1016/j. paid.2017.10.029

Fomina, T.G., Burmistrova-Savenkova, A.V., & Morosanova, V.I. (2020). Self-Regulation and Psychological Well-Being in Early Adolescence: A Two-Wave Longitudinal Study. Behavioral Sciences, 10 (3), 67. doi: 10.3390/bs10030067

Lazarides, R., Dietrich, J., & Taskinen, P.H. (2019). Stability and change in students’ motivational profiles in mathematics classrooms: The role of perceived teaching. Teaching and Teacher Education, 79, 164–175. doi: 10.1016/j.tate.2018.12.016

Masse, R., Poulin, C., Dassa, C., Lambert, J., Belair, S., & Battaglini, M.A. (1998). Elaboration and validation of a tool to measure psychological well-being: WBMMS. Canadian journal of public health. Revue canadienne de sante publique, 89 (5), 352–357.

Moreira, P.A., Cloninger, C.R., Dinis, L., Sá, L., Oliveira, J.T., Dias, A., & Oliveira, J. (2015). Personality and well-being in adolescents. Frontiers in Psychology, 5, 1494. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01494

Morosanova, V.I., Bondarenko, I.N., Fomina, T.G., & Burmistrova-Savenkova, A.V. (2018). Self-regulation, personality factors, academic achievement in middle and senior school: variations across grade level. Th e European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. EpSBS, 43, 401–410. doi: 10,15405/epsbs.2018.07.53

Richardson, M., Abraham, C., & Bond, R. (2012). Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 138 (2), 353–387.

Ronen, T., Hamama, L., Rosenbaum, M., & Mishely-Yarlap, A. (2016). Subjective Well-Being in Adolescence: Th e Role of Self-Control, Social Support, Age, Gender, and Familial Crisis. Journal of Happiness Studies, 17, 81–104. doi: 10.1007/s10902-014-9585-5

Steinmayr, R., Heyder, A., Naumburg, C., Michels, J., & Wirthwein, L. (2018). School-related and individual predictors of subjective well-being and academic achievement. Frontiers in Psychology, 9, 2631. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02631

Tavakolizadeh, J., Yadollahi, H., & Poorshafei, H. (2012). The role of Self-regulated learning strategies in psychological well-being condition of students. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 69, 807–815.

Tian, L., Yu, T., & Huebner, E.S. (2017). Achievement goal orientations and adolescents’ subjective well-being in school: the mediating roles of academic social comparison directions. Frontiers in Psychology, 8, 37. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00037

Van Genugten, L., Dusseldorp, E., Massey, E.K., & van Empelen, P. (2017). Effective self-regulation change techniques to promote mental wellbeing among adolescents: a meta-analysis. Health psychology review, 11 (1), 53–71. doi: 10.1080/17437199.2016.1252934

Virtanen, T.E., Vasalampi, K., Torppa, M., Lerkkanen, M.-K., & Nurmi, J.-E. (2019). Changes in students’ psychological well-being during transition from primary school to lower secondary school: A person-centered approach. Learning and Individual Diff erences, 69, 138–149. doi: 10.1016/j.lindif. 2018.12.001

Von Eye A., & Bogat G.A. (2006). Person-oriented and variable-oriented research: Concepts, results, and development. Merrill-Palmer Quarterly. 52 (3), 390–420. doi: 10.1353/mpq.2006.0032

Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-1-52-78

Ключевые слова: дифференциальный подход; индивидуально-типические профили; осознанная саморегуляция; психологическое благополучие; академическая успеваемость

Доступно в on-line версии с: 21.06.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2022