Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Жизненная позиция матерей и отцов учащихся начальной, основной и старшей школы

Жизненная позиция матерей и отцов учащихся начальной, основной и старшей школы

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения влияния жизненной позиции родителей на процесс социализации современных школьников.

Цель. Охарактеризовать особенности взаимосвязи компонентов жизненной позиции отцов и матерей, воспитывающих ребенка в полной и неполной семье, на разных этапах его обучения в школе.

Выборку исследования составили 302 177 родителей учащихся 1–11-х классов общеобразовательных школ из 85 регионов РФ. Рассматривались ответы 16 463 отцов и 285 714 матерей (из них 227 855 женщин, состоящих в браке, 57 859 — женщин, воспитывающих ребенка в неполной семье).

Методы. Родители учащихся начальной, основной и старшей школы отвечали на вопросы анкеты, касающиеся трех компонентов жизненной позиции: ценностных ориентаций, оценки успешности своих жизненных перспектив, оценки значимости для себя тех или иных социальных угроз. Полученные материалы анализировались с учетом влияния как социально-стратификационных факторов (полнота/неполнота семьи), так и возраста ребенка (класс обучения). Для выявления особенностей взаимосвязей компонентов жизненной позиции родителей использовался метод факторного анализа.

Результаты. Исследование показало, что наиболее значимыми жизненными ценностями для родителей являются здоровье, успешная профессиональная деятельность, достижение материального благополучия и счастливая семейная жизнь. При этом для отцов более значимой оказывается ценность профессиональной реализации, а для матерей — реализация в семейной жизни. С возрастом ребенка у родителей актуализируется ценность профессиональной реализации и снижается значимость семейной реализации и достижения материального благополучия, при этом растут негативные оценки своей будущей успешности. В результате факторного анализа полученных данных выявлены особенности жизненной позиции отцов и матерей, воспитывающих ребенка в полной и неполной семье: «принцип дополнительности» в полных семьях и деформация традиционной материнской позиции матерей, воспитывающих ребенка в неполной семье.

Выводы. Проведенное исследование показало значимость различных жизненных ценностей и социальных угроз среди родителей детей разного школьного возраста, что в целом фиксирует своеобразие социально-психологического контекста детско-родительских отношений в семье.

Литература

Авдулова Т.П., Уханова Д.П. Представления о справедливости и стили воспитания родителей как фактор морального развития подростков // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 2. С. 81–92. doi:/10.17759/sps.2018090206

Андреева А.Д., Лисичкина А.Г. Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920–2020-е гг. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 198–210. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-198-210

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Б.Д. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

Гузман Н.А., Безносюк Е.В. Взаимодействие семьи и образовательной организации. Психолого-педагогический аспект. Симферополь: Типография «Ариал», 2022.

Информационно-аналитический отчет по результатам социологического исследования «Социальное самочувствие подростков в современных условиях». Ярославль: МАУ «Институт развития стратегических инициатив», 2019. // [Электронный ресурс] // URL: https://indsi.ru/wp (дата обращения: 19.01.2023).

Куликов Л.В., Малёнова А.Ю., Потапова Ю.В. Субъективная картина материнства в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 4. С. 135–167. doi: 10.11621/vsp.2020.04.07

Махнач А.В. Тенденции в изучении семьи и характеристик ее состава, связанных с жизнеспособностью // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2019. № 2. С. 37–50. doi: 10.28995/2073-6398-2019-2-37-50

Поломошнов П.А., Кравцова А.М. Социокультурные трансформации современной российской семьи // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15, № 3. С. 274–283. doi: 10.17213/2075-2067-2022-3-274-283.

Прокофьева Л.М., Корчагина И.И. Неполные семьи с детьми в России: масштабы распространения и материальная поддержка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 9-1 (48). С. 172–179. doi: 10.24411/2500-1000-2020-11006

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. Москва: МПГУ, 2022.

Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии. 1998. № 1 (13). С. 26–54.

Собкин В.С. Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006.

Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997.

Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII. / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005.

Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. Труды по социологии образования. Т. XVIII. Вып. ХХХ. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016.

Собкин В.С., Ваганова М.В. Российский подросток: жизненные перспективы и страхи. Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX. / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006.

Собкин В.С., Калашникова Е.А. Взаимоотношения с родителями подростков из полных/неполных семей и статус среди одноклассников // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 1 (в печати).

Собкин В.С., Калашникова Е.А. Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 3. С. 19–39. doi: 10.17759/sps.2019100302

Собкин В.С., Калашникова Е.А. Профессиональные предпочтения учащихся и социокультурные трансформации профессиональных групп // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 3. С. 114–134. doi: 10.17759/sps.2020110308

Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. М.: Центр социологии образования РАО, 2002.

Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросс-культурный анализ Москва — Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. М.: Центр социологии образования РАО, 1994.

Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М.: Министерство образования РФ, 1992.

Собкин В.С., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. Учительство как социально-профессиональная группа. Москва: ЦСО РАО, 1996.

Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. М.: Институт социологии образования РАО, 2013.

Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие подростка: оценка успешности жизненных перспектив (по материалам кросскультурного исследования) // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 8. С. 19–27.

Цветкова И.В. Отношения с родителями как фактор социального самочувствия подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 428–431.

Шаповаленко И.В. Современное родительство: новые исследовательские подходы // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 1. С. 58–67. doi: 10.17759/jmfp.2022110106

Levesque, S., Bisson, V., Charton, L., Fernet, M. (2020). Parenting and Relational Well-being During the Transition to Parenthood: Challenges for First-time Parents. Journal of Child and Family Studies, 29, 1938–1956. doi: 10.1007/s10826-020-01727-z

Mikucka, M., Rizzi, E. (2020). The Parenthood and Happiness Link: Testing Predictions from Five Theories. European Journal of Population, 36, 337–361. doi: 10.1007/s10680-019-09532-1

Ryan, R.M., Padilla, C.M. (2019). Transition to parenthood. In M.H. Bornstein (Eds.), Handbook of parenting: Being and becoming a parent (pp. 513–555). New York: Routledge/Taylor & Francis Group. doi: 10.4324/9780429433214-15

Simpson, J.A., Rholes, W.S. (2019). Adult attachment orientations and well-being during the transition to parenthood. Current Opinion in Psychology, 25, 47–52. doi: 10.1016/j.copsyc.2018.02.019

Young, C., Roberts, R., Ward, L. (2019). Application of resilience theories in the transition to parenthood: a scoping review. Journal of Reproductive and Infant Psychology, 37 (2), 139–160. doi: 10.1080/02646838.2018.1540860

Скачать в формате PDF

DOI: https: //doi.org/10.11621/TEP-23-12

Поступила: 20.03.2023

Принята к публикации: 06.04.2023

Дата публикации в журнале: 15.06.2023

Ключевые слова: жизненная позиция; материнство; отцовство; ценностные ориентации; успешность; социальные угрозы; полная/неполная семья; детско-родительские отношения; социализация

Доступно в on-line версии с: 14.06.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2023