Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Особенности представлений одаренных подростков о человеке цифрового общества

Особенности представлений одаренных подростков о человеке цифрового общества

Аннотация

Актуальность. Субъективные представления личности опосредуют ее восприятие и осознание мира, оказывая влияние на поступки и поведение человека. В исследовании анализируются субъективные представления современных подростков о человеке цифрового общества, имеющие большое значение для их социализации и жизненных планов.

Цель. Изучить особенности представлений о человеке цифрового общества у интеллектуально одаренных подростков в сравнении с представлениями их нормотипичных сверстников.

Выборка. 110 учащихся 7–10-х классов в возрасте 13–16 лет (57 мальчиков, 53 девочки), из них 56 человек — участники физико-математической смены центра поддержки одаренных детей «Стратегия» г. Липецка и 54 человека — ученики средних общеобразовательных школ г. Москвы.

Методы. Сбор данных проводился с помощью модифицированной проективной методики «Bubbles».

Результаты. Показано, что интеллектуально одаренные подростки достоверно чаще, чем их нормотипичные сверстники, наделяют человека цифрового общества интеллектуальными, мотивационно-личностными и профессиональными характеристиками, описывая его как умного, образованного, целеустремленного, обладающего высоким уровнем цифровой грамотности и владеющего навыками использования новейших технологий, а их сверстники достоверно чаще характеризуют его внешние особенности (одежду, телосложение и образ жизни), описывая как модного, спортивного или наоборот, неопрятного, любящего играть в компьютерные игры, гулять и т.п. Обнаружено также, что одаренные подростки достоверно чаще, чем их сверстники, описывают человека цифрового общества как одинокого и не имеющего друзей.

Выводы. Представления одаренных подростков о человеке цифрового общества более разнообразны и дифференцированы, чем у их нормотипичных сверстников, а также характеризуются содержательными особенностями. Выявлена «проблемная зона», свидетельствующая о переживании одиночества и трудностях в общении и поиске друзей, дефицитах в осуществлении ведущей деятельности.

Литература

Андросова, С.А., Синельников, Ю.Г. (2014). Структура лингвистической категории «характеристика человека». Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (1), 27–31.

Володарская, Е.А. (2021). Исследование образа ученого в контексте концепции социальных представлений Сержа Московиси. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 18(2), 402−421. https://doi.org/10.22363/2313- 1683-2021-18-2-402-421

Деева, Н.А. (2022). Субъективные представления личности о жизненной успешности в современной ситуации. Национальный психологический журнал, (2), 14–24. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0202

Емельянова, Т.П. (2001). Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия. Психологический журнал, 22(6), 39−47.

Люсова, О.В., Солянкина, Л.Е. (2016). Образ будущего как компонент ценностно-смысловой сферы юношей и девушек. Мир науки, культуры, образования, (3), 202–206.

Матюшкин, А.М. (2012). Концепция творческой одаренности. Вестник практической психологии образования, 9(4), 83–86.

Маховер, К. (2003). Проективный рисунок человека. Москва: Изд-во «Смысл».

Макаров, В.Л. (1917). Глобальное цифровое общество и трансформация ценностей. В кн.: Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего. XVII Международные Лихачевские научные чтения. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета.

Новикова, И.А., Бычкова, П.А. (2024). Отношение к цифровым образовательным технологиям у студентов: определение, диагностика, гендерные особенности. Теоретическая и экспериментальная психология, 17(1),70–84. https://doi.org/10.11621/TEP-24-04

Рюмина, М.Т. (2020). Цифровое общество и проблема человека. Науковедческие исследования, 79−89. https://doi.org/10.31249/scis/2020.00.06

Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. (2023). Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран. Социальная пси- хология и общество, 14(3), 11–30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302

Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Нестик, Т.А. (2017). Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Москва: Изд-во «Смысл».

Толстых, Н.Н., Кулагина, И.Ю., Апасова, Е.В., Денисенкова, Н.С., Красило, Т.А. (2019). Социальная возрастная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Изд-во «Академический Проект».

Шумакова, Н.Б., Богпомочева, О.А. (2015). Исследовательская активность как фактор становления образа мира у одаренных подростков. Вопросы психологии, (3), 30–38.

Шумакова, Н.Б. (2019). Представление о творческой и успешной личности у интеллектуально одаренных подростков. Вопросы психологии, (4), 88–99.

Щебланова, Е.И. (2023). Интеллектуально одаренные школьники: когнитивное, эмоциональное и социальное развитие: монография. Москва: Изд-во ФНЦ ПМИ.

Abdulla Alabbasi, A.M., Ayoub, A., Ziegler, A. (2021). Are gifted students more emotionally intelligent than their non-gifted peers? A meta-analysis. High Ability Studies, 32, 189–217. https://doi.org/10.1080/13598139.2020.1770704

Al-Hroub, A., Khoury, S. (2018). Definitions and Conceptions of Giftedness Around the World. Gifted Education in Lebanese Schools, 9–38. https://doi.org/10.1007/978-3-319-78592-9_2

Barbier, K., Donche, V., Verschueren, K. (2019). Academic (Under)achievement of Intellectually Gifted Students in the Transition Between Primary and Secondary Education: An Individual Learner Perspective. Frontiers in Psychology, 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02533

Dweck, C.S. (1999). Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia: Psychology Press, Taylorand Francis Group Publ.

Ekici, G., Erdoğan, E. (2019). Perception of Peace in Gifted Students (Case of Kırıkkale). Journal of Bayburt Education Faculty, 14(28), 196–216. https://doi.org/10.35675/befdergi.465783

Johnson, G., Puplampu, K. (2008). A conceptual framework for understanding the effect of the Internet on child development: The ecological techno-subsystem. Canadian Journal of Learning and Technology, 34(1), 19–28. http://hdl.handle.net/20.500.11937/13183

Krneta, D.L. (2016). Perception of Present and Vision of Future of Gifted Students. Univer- sal Journal of Educational Research, 4(8), 1745–1752. http://doi.org/10.13189/ujer.2016.040801

Maker, C.J. (2021). Exceptional talent in the 21st century context: Conceptual framework, definition, assessment, and development. Gifted Education International, 37(2), 158–198. http:// doi.org/10.1177/0261429421995188

Okur, A., Alevli, O. (2018). New media literacy skills in gifted students. Croatian Journal of Education, 20(1). https://doi.org/10.15516/cje.v20i1.2553

Ozcan, D., Bicen, H. (2016). Giftedness and technology. Procedia Computer Science, 102, 630–634. https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.09.453

Tannenbaum, A.J. (1983). Gifted children: Psychological and educational perspectives. New York: Macmillan Publ.

Urraca, M.L., Sastre-Riba, S., Viana, L. (2021). World Perception and High Intellectual Ability: A Comparative Study. Psicología Educativa, 27(1), 21–25. http://doi.org/10.5093/psed2020a15

Uymaz, M. (2023). A Comparative Analysis of Gifted and Typically Developing Secondary School Students’ Perceptions of the Future. Sakarya University Journal of Education, 13(3), 504−526. https://doi.org/10.19126/suje.1380751

Yildirim, F. (2022). An investigation of perceptions of gifted students toward the concept of digital citizenship. In EJER Congress 2022 Conference Proceedings. (pp. 116–129). Izmir: Ege University Publ.

Yılmaz, F., Kahraman, A.D. (2015). Science and nature perception in the images and pictures of the children. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 176, 650–658.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-31

Поступила: 08.06.2024

Принята к публикации: 20.08.2024

Дата публикации в журнале: 14.10.2024

Ключевые слова: субъективные представления; человек цифрового общества; подросток; одаренные подростки; цифровое общество

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2024