Шумакова Наталья Борисовна
Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности
-
Особенности представлений одаренных подростков о человеке цифрового обществаТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 4. c.9-27подробнее177
-
Актуальность. Субъективные представления личности опосредуют ее восприятие и осознание мира, оказывая влияние на поступки и поведение человека. В исследовании анализируются субъективные представления современных подростков о человеке цифрового общества, имеющие большое значение для их социализации и жизненных планов.
Цель. Изучить особенности представлений о человеке цифрового общества у интеллектуально одаренных подростков в сравнении с представлениями их нормотипичных сверстников.
Выборка. 110 учащихся 7–10-х классов в возрасте 13–16 лет (57 мальчиков, 53 девочки), из них 56 человек — участники физико-математической смены центра поддержки одаренных детей «Стратегия» г. Липецка и 54 человека — ученики средних общеобразовательных школ г. Москвы.
Методы. Сбор данных проводился с помощью модифицированной проективной методики «Bubbles».
Результаты. Показано, что интеллектуально одаренные подростки достоверно чаще, чем их нормотипичные сверстники, наделяют человека цифрового общества интеллектуальными, мотивационно-личностными и профессиональными характеристиками, описывая его как умного, образованного, целеустремленного, обладающего высоким уровнем цифровой грамотности и владеющего навыками использования новейших технологий, а их сверстники достоверно чаще характеризуют его внешние особенности (одежду, телосложение и образ жизни), описывая как модного, спортивного или наоборот, неопрятного, любящего играть в компьютерные игры, гулять и т.п. Обнаружено также, что одаренные подростки достоверно чаще, чем их сверстники, описывают человека цифрового общества как одинокого и не имеющего друзей.
Выводы. Представления одаренных подростков о человеке цифрового общества более разнообразны и дифференцированы, чем у их нормотипичных сверстников, а также характеризуются содержательными особенностями. Выявлена «проблемная зона», свидетельствующая о переживании одиночества и трудностях в общении и поиске друзей, дефицитах в осуществлении ведущей деятельности.
Ключевые слова: субъективные представления; человек цифрового общества; подросток; одаренные подростки; цифровое общество
-