Профессиональное самоопределение предпринимателя: этапы и факторы
Аннотация
Актуальность. Предпринимательство в России продолжает активно развиваться. В 2023 году в России было зарегистрировано 1,2 млн компаний малого и среднего предпринимательства. При этом велико и число закрывшихся организаций. Несмотря на то, что часто причины закрытия предприятия касаются финансовой или юридической стороны бизнеса, существуют и социально-психологические факторы, которые не позволяют предпринимателю развиваться в данной сфере. Предпринимательское самоопределение (ПрС) представляется как путь, состоящий из профессиональных выборов и включающий как подталкивающие к выбору предпринимательства факторы, так и отталкивающие от него. Изучение ПрС позволит определить сложности на профессиональном пути предпринимателя, а также сформировать представление о том, что именно подталкивает предпринимателей к выбору данного типа занятости с точки зрения социальной психологии.
Цель. Создание модели социально-психологических факторов предпринимательского самоопределения.
Выборка. В исследовании принимали участие 29 респондентов от 18 до 40 лет, имеющие или имевшие собственный бизнес, а также 6 экспертов по предпринимательству.
Методы. Теоретический анализ в форме систематизации и обобщения отечественных и зарубежных исследований социально-психологических факторов предпринимательского самоопределения, нарративное интервью, экспертное интервью.
Результаты. Исследование позволило построить первичную модель ПрС, включающую 9 этапов предпринимательского самоопределения и 4 кризисных этапа. Каждый этап характеризуется комплексом социально-психологических факторов, подталкивающих к выбору предпринимательской деятельности или отталкивающих от нее. Социально-психологические факторы разделяются на группы: факторы среды, включающие факторы микро- и макросреды; факторы личности, включающие поведенческие и внутренние.
Выводы. Профессиональный путь предпринимателя представляет из себя 9 последовательных этапов от наблюдения к устойчивости. На каждом этапе решающую роль в ПрС играют определенные социально-психологические факторы, обусловливающие выбор предпринимательства в качестве основной профессиональной деятельности. Предлагаемая первичная модель ПрС может стать основой создания опросника для последующего количественного исследования социально-психологических факторов ПрС.
Литература
Александрова, Е.А., Верховская, О.Р. (2015). Предпринимательские намерения в России: Эмпирический анализ. Российский журнал менеджмента, 13(2), 3–28.
Бандура, А. (2000). Теория социального научения. Санкт-Петербург: Изд-во «Евразия».
Берензон, П.В. (2017). Проблемы и направления развития молодежного предприни- мательства в Санкт-Петербурге. Евразийский союз ученых. URL: http://euroasia-science.ru/ekonomicheskie-nauki/proWemy-i-mpravleniya-razvitiya-molodezhnogo-predprmimatelstva-v-sankt-peterburge/ (дата обращения: 05.05.2019).
Бушкова-Шиклина, Э.В. (2009). Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ. Вестник Вятского гос. ун-та, 1(2), 12–14.
Дмитриева, В.А. (2021). Жизненный путь молодого предпринимателя как проекция социально-психологических особенностей личности. Человеческий капитал, (6), 140–153.
Журавлев, А.В., Череменская, М.А. (2023). Сравнительный анализ ценностей у предпринимателей традиционного бизнеса и основателей стартапов. Вестник Московского университета. Серия 14 Психология, 46(3), 216–238. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-34
Зеер, Э.Ф. (2008). Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во «Академический Проект».
Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. (1997). Кризисы профессионального становления личности. Психологический журнал, 18(6), 35–44.
Зельдин, М.Л., Коршунова, М.Р. (2021). Формирование предпринимательского намерения у представителей разных профессий и оценка роли образования. Экономика, предпринимательство и право, 11(5), 1211–1236.
Калашникова, А.А. (2015). Влияние общения со сверстниками на профессиональное самоопределение старшеклассников. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 5(5), 570.
Климов, Е.А. (1990). Как выбирать профессию. Москва: Изд-во «Просвещение».
Кох, И.А., Орлов, В.А. (2020). Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи. Образование и наука, 22(2), 141–168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-141-168
Кошарная, Г.Б. (2015). Мотивация современных российских предпринимателей. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 36(4), 146–154.
Кудрявцев, Т.В., Шегурова, В.Ю. (1983). Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии, (2), 51–59.
Литау, Е.Я. (2013). Функциональная дифференциация предпринимателя и менеджера и ее значение для процесса становления системы управления малыми развивающимися предприятиями. Актуальные вопросы экономических наук, (34), 42–50.
Логинова, Н.А. (1978). Развитие личности и ее жизненный путь. В кн.: Принцип развития в психологии. Под ред. Л.И. Анциферовой. (С. 156–166). Москва: Изд-во «Наука».
Мурзина, Ю.С., Позняков, В.П., Дьячков, С.М., Язовских, А.В. (2021). Сравнитель- ный анализ ценностных ориентаций владельцев малого бизнеса с разной продолжитель- ностью работы компаний на рынке. Организационная психология, 11(4), 9–35.
Поваренков, Ю.П. (2014). Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системо-генетический подход. Ярославский психологический вестник, 2(2), 211–217.
Рис, Э. (2015). Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. Москва: Изд-во «Альпина Паблишер».
Рубинштейн, С.Л. (2000). Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Титма, М.Х. (1969). Факторы, влияющие на выбор профессии. Проблемы профориентации и профконсультации в школе, 25–33.
Череменская, М.А. (2024а). Актуальные направления исследований предпринимательства в социальной психологии: карта научного ландшафта. Вестник Московского университета. Серия 14 Психология, 47(1), 245–262. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-11
Череменская, М.А. (2024b). Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии. Национальный психологический журнал, 19(1), 90–100. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106
Череменская, М.А. (2024с). Модель предпринимательского самоопределения (на основе нарративного интервью). Научное мнение, (7–8), 82-93. https://doi.org/10.25807/ 22224378_2024_7-8_82
Шафранская, И.Н. (2019). Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов. Университетское управление: практика и анализ, 23(3), 79–93.
Шумпетер, Й. (1982). Теория экономического развития. Москва: Изд-во «Прогресс».
Эриксон, Э. (1996). Идентичность: юность и кризис. Под ред. А.В. Толстых. Москва: Изд-во «Прогресс».
Янгалышева, Г.Х. (2010). Влияние семьи как социального фактора на профессиональное самоопределение молодежи. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, (1–2), 286–290.
Akinbode, M.O., Maxwell, A.O., Adeniji, C.G. (2018). The Role of Prior Family Business Background on Entrepreneurial Intentions. Covenant Journal of Entrepreneurship, 2(1), 1–14.
Ajzen, I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50(2), 179–211.
Altinay, L., Madanoglu, M., Daniele, R., Lashley, C. (2012). The influence of family tradi- tion and psychological traits on entrepreneurial intention. International Journal of Hospitality Management, 31(2), 489–499.
Atran, S., Medin, D.L., Ross, N.O. (2005). The Cultural Mind: Environmental Decision Making and Cultural Modeling within and across Populations. Psychological Review, 112(4), 744–776.
Bellò, B., Mattana, V., Loi, M. (2018). The power of peers: A new look at the impact of creativity, social context and self-efficacy on entrepreneurial intentions. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 24(1), 214–233. https://doi.org/10.1108/IJEBR-07-2016-0205
Bliemel, M., Flores, R., De Klerk, S., Miles, M.P. (2019). Accelerators as start-up infrastructure for entrepreneurial clusters. Entrepreneurship & Regional Development, 31(1–2), 133–149. https://doi.org/10.1080/08985626.2018.1537152
Bird, B. (1988). Implementing entrepreneurial ideas: The case for intention. Academy of management Review, 13(3), 442–453. https://doi.org/10.2307/258091
Boyle, R., Magor, M. (2008). A nation of entrepreneurs? Television Social Change and the Rise of the Entrepreneur. International Journal of Media and Cultural Politics, 4(2), 125–144.
Carr, J.C., Sequeira, J.M. (2007). Prior family business exposure as intergenerational influence and entrepreneurial intent: A theory of planned behavior approach. Journal of Business Research, 60(10), 1090–1098.
Dennett, D.C. (1987). The intentional stance. London: MIT Press.
Espiritu-Olmos, R., Sastre-Castillo, M.A. (2015). Personality traits versus work values: Comparing psychological theories on entrepreneurial intention. Journal of Business Research, 68(7), 1595–1598.
Farrukh, M., Khan, A.A., Shahid Khan, M., Ravan Ramzani, S., Soladoye, B.S.A. (2017). Entrepreneurial intentions: The role of family factors, personality traits and self-efficacy. World Journal of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development, 13(4), 303–317. https:// doi.org/10.1108/WJEMSD-03-2017-0018
Friedman, B.A., Aziz, N., Keles, I., Sayfullin, S. (2012). Predictors of Students` Desire to be an Entrepreneur: Kyrgyzstan, Georgia, and the United States. Eurasian Journal of Business and Economics, 5(9), 129–140.
Gerba, D.T. (2012). Impact of entrepreneurship education on entrepreneurial intentions of business and engineering students in Ethiopia. African Journal of Economic and Management Studies, 3(2), 258–277. https://doi.org/10.1108/20400701211265036
Karabulut, A.T. (2016). Personality Traits on Entrepreneurial Intention. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (229), 12–21. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.07.109
Kelley, D., Bosma, N.S., Amorós, J.E. (2011). Global entrepreneurship monitor 2010 executive report, 1–183. URL: http://construcell.com/wp-content/uploads/2011/07/GEM.pdf (ac- cessed: 14.04.2024).
Klyver, K. (2007). Shifting family involvement during the entrepreneurial process. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 13(5), 258–277.
Krueger, N.F., Carsrud, A.L. (1993). Entrepreneurial intentions: Applying the theory of planned behaviour. Entrepreneurship & Regional Development, 5(4), 315–330.
Kusumawijaya, I.K., Astuti, P., Sunarta, I. (2021). Exploring Creativity, Self Confidence And Entrepreneurial Training: The Determinant Of Entrepreneurial Intention Among Students. Matrik: Jurnal Manajemen, Strategi Bisnis dan Kewirausahaan, 217–232. https://doi. org/10.24843/matrik:jmbk.2021.v15.i02.p05
Lewin, K. (1935). A Dynamic theory of personality. Selected Papers. New York; London: McGraw-Hill Publ.
Meneghetti, A. (2011). I giovani e l’etica ontica. Roma: Psicologica Editrice Publ.
Miranda, F.J., Chamorro-Mera, A., Rubio, S. (2017). Academic entrepreneurship in Spanish universities: An analysis of the determinants of entrepreneurial intention. European Research on Management and Business Economics, 23(2), 113–122. https://doi.org/10.1016/j.iedeen.2017.01.001
Premand, P., Brodmann, S., Almeida, R., Grun, R., Barouni, M. (2016). Entrepreneurship Education and Entry into Self-Employment Among University Graduates. World Development, (77), 311–327. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2015.08.028
Romney, A.K., Batchelder, W.H., Weller, S.C. (1986). “Culture as Consensus: A Theory of Culture and Informant Accuracy.” American Anthropologist, 88(2), 313–338. https://doi. org/10.1525/aa.1986.88.2.02a00020
Rosenthal, G. (1995). Erlebte und erzäehlte Lebensgeschichte. Frankfurt: Campus Publ.
Schuetze, F. (1983). Biographieforschung und narratives Interview. Neue Praxis, (3), 283– 293. https://doi.org/10.2307/j.ctvdf09cn.6
Shahzad, M.F., Khan, K.I., Saleem, S., Rashid, T. (2021). What Factors Affect the Entrepreneurial Intention to Start-Ups? The Role of Entrepreneurial Skills, Propensity to Take Risks, and Innovativeness in Open Business Models. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 7(3), 173. https://doi.org/10.3390/joitmc7030173
Waterman, A.S. (1999). Identity, the identity statuses, and identity status development: A contemporary statement. Developmental Review, 19(4), 591–621.
Weller, S.C., Vickers, B., Bernard, H.R., Blackburn, A.M., Borgatti, S., Gravlee, C.C., Johnson, J.C. (2018). Open-Ended Interview Questions and Saturation. PLoS ONE, 13(6), e0198606. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0198606
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-36
Поступила: 10.03.2024
Принята к публикации: 19.06.2024
Дата публикации в журнале: 16.08.2024
Ключевые слова: предприниматель; предпринимательство; профессиональное самоопределение; профессиональный путь
-
Для цитирования статьи: