Череменская Мария Андреевна
аспирант кафедры социальной психологии факультета психологии
-
Профессиональное самоопределение предпринимателя: этапы и факторыТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 4. c.116-145подробнее152
-
Актуальность. Предпринимательство в России продолжает активно развиваться. В 2023 году в России было зарегистрировано 1,2 млн компаний малого и среднего предпринимательства. При этом велико и число закрывшихся организаций. Несмотря на то, что часто причины закрытия предприятия касаются финансовой или юридической стороны бизнеса, существуют и социально-психологические факторы, которые не позволяют предпринимателю развиваться в данной сфере. Предпринимательское самоопределение (ПрС) представляется как путь, состоящий из профессиональных выборов и включающий как подталкивающие к выбору предпринимательства факторы, так и отталкивающие от него. Изучение ПрС позволит определить сложности на профессиональном пути предпринимателя, а также сформировать представление о том, что именно подталкивает предпринимателей к выбору данного типа занятости с точки зрения социальной психологии.
Цель. Создание модели социально-психологических факторов предпринимательского самоопределения.
Выборка. В исследовании принимали участие 29 респондентов от 18 до 40 лет, имеющие или имевшие собственный бизнес, а также 6 экспертов по предпринимательству.
Методы. Теоретический анализ в форме систематизации и обобщения отечественных и зарубежных исследований социально-психологических факторов предпринимательского самоопределения, нарративное интервью, экспертное интервью.
Результаты. Исследование позволило построить первичную модель ПрС, включающую 9 этапов предпринимательского самоопределения и 4 кризисных этапа. Каждый этап характеризуется комплексом социально-психологических факторов, подталкивающих к выбору предпринимательской деятельности или отталкивающих от нее. Социально-психологические факторы разделяются на группы: факторы среды, включающие факторы микро- и макросреды; факторы личности, включающие поведенческие и внутренние.
Выводы. Профессиональный путь предпринимателя представляет из себя 9 последовательных этапов от наблюдения к устойчивости. На каждом этапе решающую роль в ПрС играют определенные социально-психологические факторы, обусловливающие выбор предпринимательства в качестве основной профессиональной деятельности. Предлагаемая первичная модель ПрС может стать основой создания опросника для последующего количественного исследования социально-психологических факторов ПрС.
Ключевые слова: предприниматель; предпринимательство; профессиональное самоопределение; профессиональный путь
-