Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Проблема музыкального переживания и интонационная теория музыки

Проблема музыкального переживания и интонационная теория музыки

Аннотация

Актуальность. Несмотря на возрастающий интерес к области музыкальной психологии, проблема музыкального переживания остается наименее разработанной. Психологические исследования рассматривают субъективную сторону музыкального переживания, однако, как правило, оставляют за рамками соотнесение особенностей восприятия с собственно музыкальными смыслами. Работы музыковедов, в свою очередь, отражают связь переживания со структурными особенностями формы музыкального произведения.

Цель. Провести теоретико-методологический анализ представлений о музыкальном переживании в психологической и музыковедческой традиции, рассмотреть интонационную теорию музыки и показать ее значение для исследования музыкального переживания.

Методы. Сравнительный анализ концепций музыкального восприятия и переживания в интонационной теории музыки и психологических теориях.

Результаты. Проведенный анализ позволил сформулировать основные особенности музыкального переживания, выделенные на основе музыковедческих работ. Восприятие музыкального произведения опирается на музыкальную форму, интонацию, из чего следует, что, с одной стороны, музыкальное переживание носит процессуальный характер, а с другой, — характеризуется целостностью, определяемой стоящим за формой смыслом музыкального произведения.

Выводы. Обращение к описанию музыкального переживания в текстах музыковедов, разрабатывающих интонационную теорию музыки, позволяет подойти к теоретическому осмыслению музыкального переживания как деятельности по постижению смыслов музыкального произведения, опирающейся на интонационный слух, восприятие интонационного развития в музыке. Выделяются основания для характеристики музыкального переживания: фрагментарность — целостность, субъективность — отражение смыслов музыкального произведения, неопределенность эмоциональной реакции — дифференцированное эмоциональное переживание, статичность — восприятие динамики в музыке.

Литература

Адорно, Т. (2017). Избранное: социология музыки. Москва, Санкт-Петербург: Изд-во

Центра гуманитарных инициатив.

Аркадьев, М.А. (1993). Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. Изд. второе, исп. и доп. Москва: Изд-во «Библос».

Асафьев, Б.В. (1963). Музыкальная форма как процесс. Ленинград: Государственное музыкальное изд-во.

Беляева-Экземплярская, С.Н. (2014). О психологии восприятия музыки. Москва: Изд-во «URSS».

Богословская (Выскочил), Н.А. (2023). Эмоциональная оценка звуков окружающей среды студентами творческих профессий. Национальный психологический журнал, 18(3), 128–136. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0312

Выготский, Л.С. (1986). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».

Гельмгольц, Г. (2013). Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки: Пер. с нем. Изд. 3-е. Москва: Изд-во «ЛИБРОКОМ».

Еськов, В.М., Зинченко, Ю.П., Филатов, М.А., Поскина, Т.Ю. (2015). Эффект Н.А. Бернштейна в оценке параметров тремора при различных акустических воздействиях. Национальный психологический журнал, (4), 66–73. https://doi.org/10.11621/npj.2015.0406

Иванченко, Г.В. (1995). Опосредование в восприятии музыки: дисс. канд. психол. наук. Москва.

Ильина, Г.А. (1961). Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии, (1), 119–132.

Ильина, Г.А., Руднева, С.Д. (1971). К вопросу о механизме музыкального переживания. Вопросы психологии, (5), 66–74.

Казанцева, Л.П. (2009). Музыкальное содержание в контексте культуры. Астрахань: Изд-во «Волга».

Кирнарская, Д.К. (2003). Психология музыкальной деятельности: теория и практика. Москва: Изд-во «Academia».

Кирнарская, Д.К. (2004). Психология специальных способностей. В кн.: Музыкальные способности. Москва: Изд-во «Таланты XXI век».

Курт, Э. (2005). Тонпсихология и музыкальная психология. В кн.: Психология музыки и музыкальных способностей. Под ред. А.Е. Тарас. Москва: Изд-во «АСТ»; Минск: Изд-во «Харвест».

Леер, Е.И. (2017). Психофизиологические характеристики восприятия музыки: дисс. канд. психол. наук. Москва.

Леонтьев, А.Н. (1965). Проблемы развития психики. Москва: Изд-во «Мысль».

Леонтьев, Д.А., Волкова, Ю.А. (1997). Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия. В кн.: Искусство в контексте информационной культуры. Под ред. Ю.С. Зубова, Ю.Н. Рагса, В.М. Петрова, А.С. Соколова. (С. 114–131). Москва: Изд-во «Смысл».

Леонтьев, Д.А., Иванченко, Г.В., Авраамова, М.Н., Кравцова, О.А. (2001). Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты. В кн.: Информационный подход в науках о человеке. Под ред. Г.М. Балима, В.М. Петрова, В.П. Рыжова. (С. 174–189). Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического ун-та.

Леонтьев, Д.А., Макарова-Мельникова, А.В. (2013). Восприятие авангардной музыки музыкально образованными и «наивными» слушателями. В кн.: Философия человека: материалы научного симпозиума, посвященного памяти философа и психолога Галины Иванченко. Под ред. В.П. Рыжова. (С. 140–154). Таганрог: Изд-во А.Н. Ступина.

Медушевский, В.В. (1971). Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: дисс. канд. искусствоведения. Москва.

Медушевский, В.В. (1993). Интонационная форма музыки. Москва: Изд-во «Композитор».

Медушевский, В.В. (2014). Духовный анализ музыки. Москва: Изд-во «Композитор».

Морозов, В.П. (1998). Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. Под ред. В.И. Медведева. Москва: Изд-во Института психологии РАН.

Назайкинский, Е.В. (1972). О психологии музыкального восприятия. Москва: Изд-во «Музыка».

Орлов, Г.А. (1992). Древо музыки. Санкт-Петербург: Изд-во «Советский композитор»; Вашингтон: Изд-во «Frager».

Ручьевская, Е.А. (1998). Классическая музыкальная форма: Учебник по анализу. Санкт-Петербург: Изд-во «Композитор».

Сабадош, П.А. (2008). Уровни восприятия музыки: субъективно-семантический анализ: дисс. канд. психол. наук. Москва.

Старчеус, М.С. (2003). Слух музыканта. Москва: Изд-во Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Теплов, Б.М. (1947). Психология музыкальных способностей. Москва; Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Торопова, А.В. (2008). Музыкальная психология и психология музыкального образования. Учебное пособие. Москва: Изд-во «ГРАФ-ПРЕСС».

Торопова, А.В. (2015). Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания. Развитие личности, (3), 54–63.

Флоренский, П.А. (1993). Анализ пространственности и времени в художественноизобразительных произведениях. Москва: Изд-во «Прогресс».

Ханнанов, И.Д. (2008). Музыкально-смысловые аспекты в трудах американских и западноевропейских музыковедов 1990-х — 2000-х годов. Проблемы музыкальной науки, 3(2), 18–28.

Холопова, В.Н. (2014). Феномен музыки. Москва; Берлин: Изд-во «Директ-Медиа».

Шаймухаметова, Л.Н. (1998). Семантический анализ музыкальной темы: учебное пособие для музыкальных вузов искусства и культуры. Москва: Изд-во Российской академии музыки им. Гнесиных.

Яворский, Б.Л. (1987). Избранные труды. Том 2. Часть 1. Москва: Изд-во «Советский композитор».

Bannister, S. (2020). A Survey into the Experience of Musically Induced Chills: Emotions, Situations and Music. Psychology of Music, 48(2), 297–314. https://doi. org/10.1177/0305735618798024

Clemente, A., Pearce, M.T., Nadal, M. (2022). Musical Aesthetic Sensitivity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 16(1), 58–73. https://doi.org/10.1037/aca0000381

Ferreri, L., Brelier, M., Brunet, O., Michael, G.A. (2021). Relaxing Music and the Self: Insights from the Perception of Spontaneous Sensations. Psychology of Music, 50(5), 1601–1615. https://doi.org/10.1177/03057356211055219

Fuentes-Sánchez, N., Pastor, R., Eerola, T., Escrig, M.A., Pastor, M.C. (2022). Musical Preference but not Familiarity Influences Subjective Ratings and Psychophysiological Correlates of Music-induced Emotions. Personality and Individual Differences, 198, 111828. https://doi.org/10.1016/j.paid.2022.111828

Greenberg, D.M., Wride, S.J., Snowden, D.A., Spathis, D., Potter, J., Rentfrow, P.J. (2022). Universals and Variations in Musical Preferences: A Study of Preferential Reactions to Western Music in 53 Countries. Journal of Personality and Social Psychology, 122(2), 286–309. https://doi.org/10.1037/pspp0000397

Hird, E., North, A. (2021). The Relationship between Uses of Music, Musical Taste, Age, and Life Goals. Psychology of Music, 49(4), 872–889. https://doi.org/10.1177/0305735620915247

Krumhansl, C.L. (1991). Music Psychology: Tonal Structures in Perception and Memory. Annual Review of Psychology, 42(1), 277–303. https://doi.org/10.1146/annurev.ps.42.020191.001425

Levitin, D.J., Grahn, J.A., London, J. (2018). The Psychology of Music: Rhythm and Movement. Annual Review of Psychology, 69(1), 51–75. https://doi.org/10.1146/annurevpsych-122216-011740

Merrill, J., Czepiel, A., Fink, L.T., Toelle, J., Wald-Fuhrmann, M. (2023). The Aesthetic Experience of Live Concerts: Self-reports and Psychophysiology. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 17(2), 134–151.

Merrill, J., Omigie, D., Wald-Fuhrmann, M. (2020). Locus of Emotion Influences Psychophysiological Reactions to Music. PLoS ONE, 15(8), e0237641. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237641

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-32

Поступила: 11.08.2024

Принята к публикации: 01.09.2024

Дата публикации в журнале: 04.10.2024

Ключевые слова: музыкальное переживание; интонация; интонационная теория музыки; восприятие музыки; психология искусства; музыкальная форма; музыкальное содержание; интонационный слух; музыкальные эмоции

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2024