Айламазьян Аида Меликовна
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
-
Проблема музыкального переживания и интонационная теория музыкиТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 4. c.28-45подробнее140
-
Актуальность. Несмотря на возрастающий интерес к области музыкальной психологии, проблема музыкального переживания остается наименее разработанной. Психологические исследования рассматривают субъективную сторону музыкального переживания, однако, как правило, оставляют за рамками соотнесение особенностей восприятия с собственно музыкальными смыслами. Работы музыковедов, в свою очередь, отражают связь переживания со структурными особенностями формы музыкального произведения.
Цель. Провести теоретико-методологический анализ представлений о музыкальном переживании в психологической и музыковедческой традиции, рассмотреть интонационную теорию музыки и показать ее значение для исследования музыкального переживания.
Методы. Сравнительный анализ концепций музыкального восприятия и переживания в интонационной теории музыки и психологических теориях.
Результаты. Проведенный анализ позволил сформулировать основные особенности музыкального переживания, выделенные на основе музыковедческих работ. Восприятие музыкального произведения опирается на музыкальную форму, интонацию, из чего следует, что, с одной стороны, музыкальное переживание носит процессуальный характер, а с другой, — характеризуется целостностью, определяемой стоящим за формой смыслом музыкального произведения.
Выводы. Обращение к описанию музыкального переживания в текстах музыковедов, разрабатывающих интонационную теорию музыки, позволяет подойти к теоретическому осмыслению музыкального переживания как деятельности по постижению смыслов музыкального произведения, опирающейся на интонационный слух, восприятие интонационного развития в музыке. Выделяются основания для характеристики музыкального переживания: фрагментарность — целостность, субъективность — отражение смыслов музыкального произведения, неопределенность эмоциональной реакции — дифференцированное эмоциональное переживание, статичность — восприятие динамики в музыке.
Ключевые слова: музыкальное переживание; интонация; интонационная теория музыки; восприятие музыки; психология искусства; музыкальная форма; музыкальное содержание; интонационный слух; музыкальные эмоции
-