Методологический анализ понятия «поколение» в социальной психологии: классические, неклассические и постнеклассические теории поколений
Аннотация
Актуальность. Осуществлена систематизация методологических основ социально-психологического исследования поколений. Актуальными проблемами являются многозначность понятия «поколение» в психологической науке, недостаток методологического обоснования небольших выборок при реализации качественных исследований в данной предметной области, необходимость соотнесения различных методологических позиций в процессе познания.
Цель. Операционализация понятия «поколение» с точки зрения классического, неклассического, постнеклассического типов научной рациональности для определения методологического ракурса (предмет, методы) социально-психологического исследования.
Методы. Дедуктивный, аналитико-синтетический.
Результаты. Для социально-психологического исследования «поколение» может быть определено как объект неклассической науки — большая группа сверстников, социализирующихся в едином историческом контексте и обретающих сходные психологические особенности, а также как объект постнеклассической науки — событийная биография-нарратив или символическая система (символы, дискурс), формирующаяся в коммуникативном пространстве сверстников в заданный период времени. При постнеклассическом понимании поколения аргументирована возможность получения валидных результатов качественными методами (с углубленными данными и немассовыми, достаточными выборками релевантных случаев), которые направлены на восстановление значений и смыслов, зафиксированных в языке поколения и являющихся всеобщими для его представителей. Определение поколения как когорты, возрастного слоя общества или генетической генерации в классических теориях несет риск подмены объекта не социально-психологическим, смещает его в другие области науки (возрастную психологию, психогенетику, демографию).
Выводы. Для классических, неклассических, постнеклассических теорий поколений выделены операционализации термина «поколение», закономерности смены поколений (линейная, циклическая, хаотичная), возможные предмет и методы исследования. Межгрупповые планы исследования дают валидные результаты при неклассической и постнеклассической трактовке поколения.
Литература
Андреева, Г.М. (2012). Презентации идентичности в контексте взаимодействия. Психологические исследования, 5(26), 1–14.
Ассман, А. (2017). Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Москва: Изд-во «Новое литературное обозрение».
Белановский, С.А. (2023). Репрезентативность качественных опросов. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 15(1), 69−94.
Выготский, Л.С. (2005). Психология развития человека. Москва: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо».
Гераклит Эфесский, (1983). Фрагменты сочинения, известного позже под названиями «Музы» или «О природе». Москва: Изд-во «Художественная литература».
Зиммель, Г. (2019). Избранное: философия культуры. Москва: Изд-во «Центр гуманитарных инициатив».
Кондорсе, Ж. (2011). Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Москва: Изд-во Государственной публичной исторической библиотеки России.
Корнилова, Т.В., Смирнов, С.Д. (2022). Методологические основы психологии. Москва: Изд-во «Юрайт».
Крюкова, Т.Л. (2008). Молодежь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта. Психологические исследования, 2(2), 1–11.
Левада, Ю.А. (2001). Поколения XX века: возможности исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 7–14.
Леонтьев, А.Н. (1999). Эволюция психики. Москва: Изд-во Московского психологосоциального института.
Лисовский, В.Т. (1996). Социология молодежи. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та.
Максимова, О.А. (2015). Энтелехии поколений российского общества. Труды СПбГИК, (205), 32–37.
Маркузе, Г. (1994). Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. Москва: Изд-во «REFL-book».
Марцинковская, Т.Д., Полева, Н.С. (2017). Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение. Мир психологии, (1), 24–37.
Марцинковская, Т.Д., Турушева, Ю.Б. (2017). Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности. Психологические исследования, 10(52), 2–13.
Мельникова, О.Т., Тычинина, М.И. (2022). Модели романтических отношений и нарративная идентичность представительниц поколений X, Y, Z. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», (2), 47–69.
Мельникова, О.Т., Хорошилов, Д.А. (2013а). Методологические принципы качественных исследований в психологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (3), 4–17.
Мельникова, О.Т., Хорошилов, Д.А. (2013б). Предмет качественного исследования как методологическая проблема социальной психологии. Национальный психологический журнал, (1), 50–61.
Мид, М. (1988). Культура и мир детства. Москва: Изд-во «Наука».
Ортега-и-Гассет, X. (1991). Философия культуры. Москва: Изд-во «Искусство».
Петровский, А.В. (2006). Психология и время. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Радаев, В.В. (2020). Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. (Первая часть). Социологический журнал, 26(3), 30−63.
Рикель, А.М., Дорохов, Е.А. (2023). Поколение как предмет социальной психологии: исследовать нельзя отказаться? Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(3), 143–165.
Рикель, А.М., Тычинина, М.И. (2017). Межпоколенные различия стратегий межличностных отношений. Психологические исследования, 10(51), 9–21.
Рождественская, Е.Ю. (2012). Биографический метод в социологии. Москва: Изд-во Высшей школы экономики.
Сапоровская, М.В. (2010). Теория и практика исследования межпоколенной связи в семейном контексте. Психологические исследования, 1(9), 1–14.
Семенова, В.В. (2001). Дифференциация и консолидация поколений в условиях трансформирующегося общества. В кн.: Россия трансформирующееся общество. Под ред. В.А. Ядова. (C. 256–271). Москва: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц».
Семенова, В.В. (2003). Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение». В кн.: Россия реформирующаяся: Ежегодник. Под ред. Л.М. Дробижевой. (С. 213–237). Москва: Изд-во Института социологии РАН.
Сиврикова, Н.В. (2015). Проблемы изучения поколений в психологии. Культурно-историческая психология, 11(2), 100–107.
Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Нестик, Т.А. (2017). Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Москва: Изд-во «Смысл».
Степин, В.С. (2013). Типы научной рациональности и синергетическая картина мира. Сложность. Разум. Постнеклассика, (4), 45−59.
Твенге, Д. (2019). Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым — и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. Москва: Изд-во «РИПОЛ классик».
Хузеева, Г.Р. (2017). Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости. Психологические исследования, 10(51), 1–14.
Эльконин, Д.Б. (1989). Избранные психологические труды. Москва: Изд-во «Педагогика».
Bruner, J. (1987). Life as narrative. Social Research, 54(2), 11–32.
Campbell, S.M., Twenge, J.M., Campbell, W.K. (2017). Fuzzy But Useful Constructs: Making Sense of the Differences Between Generations. Work, Aging and Retirement, 3(2), 130–139.
Coomes, M., DeBard, R. (2004). Serving the Millennial Generation. San Francisco: JosseyBass Publ.
Creswell, J. (2007). Qualitative inquiry and research design: choosing among five approaches. Thousand Oaks, CA: Sage Publ.
Hammack, Ph.L. (2008). Narrative and the cultural psychology of identity. Personality and Social Psychology Review, 12(3), 222–247.
Howe, N., Strauss, W. (1997). The Fourth Turning: An American Prophecy — What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. New York: Bantam Doubleday Dell Publ.
Howe, N., Strauss, W. (2007). The Next 20 Years: How Customer and Workforce Attitudes Will Evolve. Harvard Business Review, 85(7–8), 47−52.
Mannheim, K. (1952). The Problem of Generations. In: P. Kecskemeti, (ed.). Essays on the Sociology of Knowledge. (pp. 276–320). London: Routledge and Kegan Paul Publ.
Markert, J. (2004). Demographics of Age: Generational and Cohort Confusion. Journal of Current Issues and Research in Advertising, 26(2), 11–25.
McCrindle, M. (2018). The ABC of XYZ: understanding the global generations. Sydney: McCrindle Research Publ.
Romney, A.K., Batchelder, W., Weller, S.C. (1987). Recent Applications of Culture Consensus Theory. American Behavioral Scientist, 31(2), 163–177.
Saunders, B., Sim, J., Kingstone, T., Baker, S., Waterfield, J., Bartlam, B., Burroughs, H., Jinks, C. (2018). Saturation in qualitative research: exploring its conceptualization and operationalization. Quality & Quantity, 52(4), 1893–1907.
Tkhostov, A.Sh, Rikel, A.M., Vialkova, M.Ye. (2022). Fake News through the Eyes of Three Generations of Russians: Differences and Similarities in Social Representations. Psychology in Russia: State of the Art, 15(1), 83–102.
Twenge, J.M., Campbell, W.K., Freeman, E.C. (2012). Generational Differences in Young Adults’ Life Goals, Concern for Others, and Civic Orientation, 1966–2009. Journal of Personality and Social Psychology, 102(5), 1045–1062.
Twenge, J.M. (2006). Generation Me: Why Today’s Young Americans Are More Confident, Assertive, Entitled and More Miserable Than Ever Before. New York: Free Press.
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-37
Поступила: 10.06.2024
Принята к публикации: 21.07.2024
Дата публикации в журнале: 07.10.2024
Ключевые слова: поколение; методология; Степин; неклассика; постнеклассика; нарратив; дискурс
-
Для цитирования статьи: