Рикель Александр Маркович
кандидат психологических наук
-
Методологический анализ понятия «поколение» в социальной психологии: классические, неклассические и постнеклассические теории поколенийТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 4. c.146-164подробнее230
-
Актуальность. Осуществлена систематизация методологических основ социально-психологического исследования поколений. Актуальными проблемами являются многозначность понятия «поколение» в психологической науке, недостаток методологического обоснования небольших выборок при реализации качественных исследований в данной предметной области, необходимость соотнесения различных методологических позиций в процессе познания.
Цель. Операционализация понятия «поколение» с точки зрения классического, неклассического, постнеклассического типов научной рациональности для определения методологического ракурса (предмет, методы) социально-психологического исследования.
Методы. Дедуктивный, аналитико-синтетический.
Результаты. Для социально-психологического исследования «поколение» может быть определено как объект неклассической науки — большая группа сверстников, социализирующихся в едином историческом контексте и обретающих сходные психологические особенности, а также как объект постнеклассической науки — событийная биография-нарратив или символическая система (символы, дискурс), формирующаяся в коммуникативном пространстве сверстников в заданный период времени. При постнеклассическом понимании поколения аргументирована возможность получения валидных результатов качественными методами (с углубленными данными и немассовыми, достаточными выборками релевантных случаев), которые направлены на восстановление значений и смыслов, зафиксированных в языке поколения и являющихся всеобщими для его представителей. Определение поколения как когорты, возрастного слоя общества или генетической генерации в классических теориях несет риск подмены объекта не социально-психологическим, смещает его в другие области науки (возрастную психологию, психогенетику, демографию).
Выводы. Для классических, неклассических, постнеклассических теорий поколений выделены операционализации термина «поколение», закономерности смены поколений (линейная, циклическая, хаотичная), возможные предмет и методы исследования. Межгрупповые планы исследования дают валидные результаты при неклассической и постнеклассической трактовке поколения.
Ключевые слова: поколение; методология; Степин; неклассика; постнеклассика; нарратив; дискурс
-