Коллективный творческий этюд в развивающем литературном образовании
Аннотация
Актуальность. Статья посвящена одной из организационных форм обучения, созданной для принципиально нового курса школьной литературы. Этот курс разработан Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской в русле системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и основан на теоретическом положении М.М. Бахтина о взаимоотношениях автора и читателя художественного произведения как специфическом заочном диалоге. Каждый из его участников должен иметь опыт «бывания» на месте другого: автор должен побыть читателем, а читатель — автором. Поэтому методической основой преподавания стал позиционный метод обучения, позволяющий построить процесс работы с детьми как введение в две основные позиции — авторскую и читательскую, а также обеспечить возможность перехода из одной позиции в другую. Необходимость раннего введения детей в авторскую позицию потребовала разработки новых типов занятий. Одним из них и стал коллективный творческий этюд.
Цель. Обосновать, описать и проиллюстрировать характерными примерами процесс проведения коллективных творческих этюдов с учениками 2-го и 3-го классов. Показать эффективность таких занятий для освоения авторской позиции, для развития способности детей претворять жизненные впечатления в словесно-художественные образы и для перехода к индивидуальному творчеству.
Результаты. Проанализировано проведение двух коллективных этюдов, один из которых связан с восприятием предметов действительности, а другой — с освоением культурных форм словесного творчества. В результате таких занятий дети учатся отбирать и трансформировать жизненные впечатления в соответствии со своим замыслом, воплощать их в адекватной культурной форме, в данном случае — в форме загадки. Показано, что коллективный творческий этюд способствует зарождению и воплощению индивидуальных творческих замыслов у младших школьников и освоению ими авторской позиции.
Выводы. Коллективный творческий этюд является эффективным «преддействи- ем» для последующего самостоятельного действия ребенка в позиции автора. Он способствует пробуждению «созидательной инициативы» детей, их способности находить в явлениях жизни материал для адекватного воплощения творческого замысла и открывает путь к усвоению авторской позиции и к успешным пробам в индивидуальном творчестве.
Литература
Бахтин, М.М. (1979). Эстетика словесного творчества. Москва: Изд-во «Искусство».
Гуружапов, В.А. (2015). Перспективы исследований учебной деятельности в контексте задач современной практики начальной школы. Психологическая наука и образование, 20(3), 44–55. https:1017759/pse2015200306.
Кудина, Г.Н., Новлянская, З.Н. (2002). Литературное чтение. Методическое пособие для 2-го класса четырехлетней начальной школы. Москва: Изд-во «Оникс».
Кудина, Г.Н., Новлянская, З.Н. (2006). Литературное чтение. Программа для 1–4 классов, Программа для 5–11 классов. Москва: Изд-во «Оникс».
Мелик-Пашаев, А.А. (2024). Актуализация одаренности: деятельность и созерцание. Теоретическая и экспериментальная психология, 17(2), 50–61. https://doi.org/10.11621/ TEP-24-11.
Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина, А.А., Кудина, Г.Н., Чубук, Н.Ф. (2006). Психологические основы художественного развития. Москва: Изд-во МГППУ.
Новлянская, З.Н. (2022). Можно ли учить творчеству? О проявлениях детской инициативы в процессе развивающего обучения литературе. Вопросы психологии, (2), 111– 123.
Новлянская, З.Н. (2020). «Сотворчество понимающих». О курсе Литературы в системе развивающего образования. Психологическая наука и образование, 25(4), 71–80. https://doi.org/10.17759/pse.2020250407
Новлянская, З.Н. (2023). Понимающий анализ детских сочинений как средство выявления «созидательной инициативы». Национальный психологический журнал, 18(3), 161–169. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0314.
Новлянская, З.Н., Кудина, Г.Н. (2003). Литературное чтение. Методическое пособие для 3-го класса четырехлетней начальной школы. Москва: Изд-во «Оникс».
Сендерович, С.Я. (2008). Морфология загадки. Москва: Изд-во «Языки славянской культуры».
Чудинова, Е.В. (2017). Учебная проба как проект и реальность в учебной деятельности подростков. Культурно-историческая психология, 13(2), 24–30. https://doi. org/10.17759/chp.2017130203.
Эльконин, Б.Д. (2019). Продуктивное действие. Культурно-историческая психология, 15(1), 116–122. https://doi.org/10.17759/chp. 2019150112.
Эльконин, Д.Б. (1989). Избранные психологические труды. Москва: Изд-во «Педагогика».
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-39
Поступила: 12.10.2024
Принята к публикации: 26.10.2024
Дата публикации в журнале: 06.11.2024
Ключевые слова: развивающее образование; позиционное обучение; позиция автора; позиция читателя; коллективный творческий этюд; коллективное исследование; точка зрения; загадка
-
Для цитирования статьи: