Новлянская Зинаида Николаевна
Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности
-
Коллективный творческий этюд в развивающем литературном образованииТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 4. c.182-199подробнее166
-
Актуальность. Статья посвящена одной из организационных форм обучения, созданной для принципиально нового курса школьной литературы. Этот курс разработан Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской в русле системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и основан на теоретическом положении М.М. Бахтина о взаимоотношениях автора и читателя художественного произведения как специфическом заочном диалоге. Каждый из его участников должен иметь опыт «бывания» на месте другого: автор должен побыть читателем, а читатель — автором. Поэтому методической основой преподавания стал позиционный метод обучения, позволяющий построить процесс работы с детьми как введение в две основные позиции — авторскую и читательскую, а также обеспечить возможность перехода из одной позиции в другую. Необходимость раннего введения детей в авторскую позицию потребовала разработки новых типов занятий. Одним из них и стал коллективный творческий этюд.
Цель. Обосновать, описать и проиллюстрировать характерными примерами процесс проведения коллективных творческих этюдов с учениками 2-го и 3-го классов. Показать эффективность таких занятий для освоения авторской позиции, для развития способности детей претворять жизненные впечатления в словесно-художественные образы и для перехода к индивидуальному творчеству.
Результаты. Проанализировано проведение двух коллективных этюдов, один из которых связан с восприятием предметов действительности, а другой — с освоением культурных форм словесного творчества. В результате таких занятий дети учатся отбирать и трансформировать жизненные впечатления в соответствии со своим замыслом, воплощать их в адекватной культурной форме, в данном случае — в форме загадки. Показано, что коллективный творческий этюд способствует зарождению и воплощению индивидуальных творческих замыслов у младших школьников и освоению ими авторской позиции.
Выводы. Коллективный творческий этюд является эффективным «преддействи- ем» для последующего самостоятельного действия ребенка в позиции автора. Он способствует пробуждению «созидательной инициативы» детей, их способности находить в явлениях жизни материал для адекватного воплощения творческого замысла и открывает путь к усвоению авторской позиции и к успешным пробам в индивидуальном творчестве.
Ключевые слова: развивающее образование; позиционное обучение; позиция автора; позиция читателя; коллективный творческий этюд; коллективное исследование; точка зрения; загадка
-