Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Ценностные ориентации как эффекты социальной активности студентов

Ценностные ориентации как эффекты социальной активности студентов

Аннотация

Актуальность. Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации личности происходит в различных сферах. Одной из наиболее значимых в студенческой юности является сфера социальной активности.

Цель. Изучение форм социальной активности как предикторов ценностной направленности студентов.

Выборка. В исследовании приняли участие 392 студента дневного отделения высших учебных заведений Саратова и Москвы в возрасте 17–22 лет (Mвозраст = 19,32 года; SD = 1,6), мужского (38%) и женского (62%) пола.

Методы. Использована авторская методика, направленная на выявление приверженности студентов к различным формам социальной активности. Для установления выраженности ценностной направленности личности применялся «Портретный опросник ценностей» Ш. Шварца.

Результаты. Семейно-бытовая активность в связке с религиозной активностью являются предикторами ценностной направленности на сохранение, а в связке с духовной и экологической активностью — на самопреодоление. Духовная, досуговая, спортивно-оздоровительная формы активности коррелируют с направленностью на открытость изменениям. Эффектом реализации профессиональной, интернет-сетевой, досуговой активности выступает ценностная направленность на самоутверждение.

Выводы. Ценностная направленность на сохранение, самоутверждение, самопреодоление и открытость изменениям объясняется совместной вариацией приверженности отдельным формам социальной активности. Их учет в организации воспитательной работы в вузе позволяет прогнозировать и планировать формирование/развитие ценностных ориентаций студентов.

Литература

Аверин, Ю.П. (2021). Изменение качества жизни российского населения как фактор преобразования ценностной структуры. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 27(1), 85–111.

Ананьев, Б.Г. (2001). О проблемах современного человекознания. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Барабанщикова, В.В., Иванова, С.А., Арефьева, Н.А., Гузеев, М.С., Третьяков, А.В., Зеленский, А.А., Мажников, Н.В., Пантюхов, А.С., Федоров, А.А. (2023). Ценностная ориентация «патриотизм»: сущность, содержание и оценка сформированности. Национальный психологический журнал, 18(4), 99–114. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0409

Бочарова, Е.Е. (2019). Типичные сферы проявления социальной активности современной молодежи. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 16(3), 359–376.

Гиппенрейтер, Ю.Б. (2022). Введение в общую психологию. Москва: Изд-во «АСТ».

Жевакина, Н.В., Маркова, Н.В. (2024). Роль общественной активности в формировании гражданской социализации обучающихся в образовательной организации высшего образования. Педагогическое образование, 5(8), 290–295.

Журавлев, А.Л., Дробышева, Т.В. (2011). Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности). Психологический журнал, 32(2), 59–81.

Журавлев, А.Л., Зинченко, Ю.П., Китова, Д.А., Первачева, О.А. (2024). Ценностно-смысловые детерминанты профессиональной ответственности в обыденном представлении россиян. Национальный психологический журнал, 19(1), 56–76. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0104

Краснощеченко, И.П. (2022). Социализация подрастающего поколения в российском обществе: трансформация, риски, пути снижения цифровых угроз. Прикладная юридическая психология, 2(59), 67–76. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2022.2(59).067-076

Лабунская, В.А., Гура, О.Р. (2022). Ценностные ориентации как предикторы значимости привлекательного внешнего облика в дружеских и романтических отношениях. Российский психологический журнал, 19(3), 219–231. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.3.14

Леонтьев, А.Н. (1983). Избранные психологические произведения: в 2 тт. Т. 2. Москва: Изд-во «Педагогика».

Леонтьев, Д.А. (2019). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Изд-во «Смысл».

Лихачёва, Е.А., Шумакова, О.А. (2020). Ценностно-смысловые предпочтения современных студентов. Психология. Психофизиология, 13(1), 54–61. https://doi.org/10.14529/jpps200106

Логвинова, М.И., Богачева, Т.И. (2024). Социально-психологические характеристики членов различных добровольческих групп. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 1(69), 328–335.

Нидергаус, Е.О., Сыманюк, Н.В. (2022). К вопросу о необходимости совершенствования системы воспитательной работы с молодежью в условиях цифровой трансформации. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 5(80), 75–79. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.80.5.021

Рязанцев, И.П., Подлесная, М.А., Богдан, И.В. (2021). Универсализм ценностей студенческой молодежи и развитие российского общества. Вестник РУДН. Серия: Социология, 21(1), 97–109. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109

Семенова, К.Г. (2023). Теоретические аспекты ценностных ориентаций в концепциях зарубежных и отечественных исследователей. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 227–241. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.12

Столбова, Е.А., Цилицкий, В.С. (2021). Формирование ценностных ориентаций современных подростков посредством вовлечения в практики наставничества. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, (1), 197–210.

Тамарская, Н.В., Пищелко, А.В., Еремин, Е.В., Хлап, А.А. (2024). Педагогические основы формирования ценностных ориентаций обучающихся в условиях транзитивного общества: на примере предметной области ОДНКНР. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, 1(67), 18–21.

Федотова, В.А. (2022). Ценности как предиктор политического доверия и готовности к политическому поведению у российской молодежи. Вестник Кемеровского государственного университета, 24(1), 99–105. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-99-105

Финогенова, О.Н., Нургалеев В.С. (2021). Субъектные действия в самоопределении молодежи. Russian Journal of Education and Psychology, 12(5), 145–166.

Чернышев, А.С., Котелевцев, Н.А. (2014). Проектирование социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 1(29), 266–276.

Чернышева, Е.Л., Дядюкина, О.Н. (2022). Психологические особенности личностных ценностей и политической активности молодежи. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», (3), 37–48.

Шамионов, Р.М. (2023). Роль гражданской идентичности, религиозности, пола и образования в приверженности молодежи к различным формам социальной активности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(1), 7–23. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-7-23

Шамионов, Р.М., Бочарова, Е.Е., Невский, Е.В., Суздальцев, Н.В., Акаемова, Ю.А. (2023). Роль установок на авторитаризм и социальное доверие в проявлениях гражданской и онлайн-активности. Экспериментальная психология, 16(2), 101–120. https://doi.org/10.17759/exppsy.202316020

Шварц, Ш., Бутенко, Т.П., Седова, Д.С. Липатова, А.С. (2012). Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(1), 43–70.

Щекотуров, А.В. (2021). Политическое доверие и ценности лояльной и оппозиционной молодежи в эксклавном регионе России. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 23(4), 570–583. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-4-570-583

Юров, И.А. (2022). Формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студентов-волонтеров. Социальная и экономическая психология, 1(25), 235–256.

Bayanova, L.F., Ganieva, A. (2024). Normative behavior and creativity of adolescents: the ability to harmoniously combine antipodal qualities, is this possible? New Ideas in Child and Educational Psychology, 4(1-2), 83–96. https://doi.org/10.11621/nicep.2024.0405

Heim, E., Maercker, A., Boer, D. (2019). Value orientations and mental health: A theoretical review. Transcult Psychiatry, 3(56), 449–470. https://doi.org/10.1177/1363461519832472

Mentus, V. (2021). Traditional value orientation and religiosity – a multilevel analysis across Europe. Research Result. Sociology and Management, 7(3), 34–40. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-4

Shamionov, R.M., Grigoryeva, M.V., Grigoryev, A.V. (2019). World assumptions and youth identity as predictors of social activity Preferences. Psychology in Russia: State of the Art, 12(2), 115–133. https://doi.org/10.11621/pir.2019.020

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-04

Поступила: 20.11.2024

Принята к публикации: 18.01.2025

Дата публикации в журнале: 06.02.2025

Ключевые слова: направленность; ценностные ориентации; формы социальной активности; студенты; организация активности; самоутверждение; открытость изменениям

Доступно в on-line версии с: 22.03.2025

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2025