Шамионов Раиль Мунирович

Московский международный университет
Профессор РАО, зав. кафедрой социальной психологии образования и развитияи
Профессор кафедры психологии и педагогики
-
Ценностные ориентации как эффекты социальной активности студентовТеоретическая и Экспериментальная Психология 2025. № 1. c.65-85подробнее184
-
Актуальность. Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации личности происходит в различных сферах. Одной из наиболее значимых в студенческой юности является сфера социальной активности.
Цель. Изучение форм социальной активности как предикторов ценностной направленности студентов.
Выборка. В исследовании приняли участие 392 студента дневного отделения высших учебных заведений Саратова и Москвы в возрасте 17–22 лет (Mвозраст = 19,32 года; SD = 1,6), мужского (38%) и женского (62%) пола.
Методы. Использована авторская методика, направленная на выявление приверженности студентов к различным формам социальной активности. Для установления выраженности ценностной направленности личности применялся «Портретный опросник ценностей» Ш. Шварца.
Результаты. Семейно-бытовая активность в связке с религиозной активностью являются предикторами ценностной направленности на сохранение, а в связке с духовной и экологической активностью — на самопреодоление. Духовная, досуговая, спортивно-оздоровительная формы активности коррелируют с направленностью на открытость изменениям. Эффектом реализации профессиональной, интернет-сетевой, досуговой активности выступает ценностная направленность на самоутверждение.
Выводы. Ценностная направленность на сохранение, самоутверждение, самопреодоление и открытость изменениям объясняется совместной вариацией приверженности отдельным формам социальной активности. Их учет в организации воспитательной работы в вузе позволяет прогнозировать и планировать формирование/развитие ценностных ориентаций студентов.
Ключевые слова: направленность; ценностные ориентации; формы социальной активности; студенты; организация активности; самоутверждение; открытость изменениям
-