Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Индивидуальные траектории динамики психологического благополучия в зависимости от личностных черт и осознанной саморегуляции

Индивидуальные траектории динамики психологического благополучия в зависимости от личностных черт и осознанной саморегуляции

Аннотация

Актуальность настоящего исследования определяется запросом общества на поиск ресурсов поддержания психологического благополучия и позитивного развития обучающихся в условиях изменения образовательной среды.

Цель. Изучить индивидуальные траектории психологического благополучия (ПБ) в зависимости от уровня развития осознанной саморегуляции учебной деятельности и выраженности личностных черт обучающихся в 4–6-ых классах общеобразовательной школы.

Методы. Русскоязычная версия опросника «Шкала проявлений психологического благополучия подростков» (Моросанова, Бондаренко, Фомина, 2018); опросник «Большая пятёрка — детский вариант» в русскоязычной адаптации (Малых, Тихомирова, Васин, 2015); опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности, ССУД-М 52» (Моросанова, Бондаренко, 2017). Статистический анализ данных проводился с помощью метода моделирования кривыми скрытого роста (Latent Growth Curve Modeling, LGCM), реализованном в программном обеспечении JASP, версия 0.17.2.1.

Выборка. В лонгитюдном исследовании приняли участие 120 школьников (из них 58 мальчиков) одного общеобразовательного учреждения г. Калуги.

Результаты. Показано, что индивидуальные различия в ПБ младших подростков в 4-ом классе обусловлены как общим уровнем осознанной саморегуляции учебной деятельности, так и выраженностью личностных черт экстраверсии и дружелюбности. Специфика индивидуальных изменений ПБ от 4-го к 6-му классу детерминирована уровнем осознанной саморегуляции достижения учебных целей. Чем он выше, тем меньше риск снижения психологического благополучия в период обучения с 4-го по 6-ой классы средней школы. Эффект фактора пола в отношении психологического благополучия наблюдается только в 4-ом классе: уровень ПБ выше у мальчиков по сравнению с девочками.

Выводы. Получены новые данные с точки зрения расширения теоретических знаний о регуляторных и личностных предикторах психологического благополучия в младшем подростковом возрасте.

Литература

Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // В сборнике: Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве / Сост.: Ю.В. Братчикова. Екатеринбург, 2013.

Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и психологическое благополучие как ресурсы академической успешности младших подростков: структурная модель // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15, № 3. С. 23–37. https://doi. org/10.17759/psyedu.2023150302

Бондаренко И.Н., Цыганов И.Ю., Бурмистрова-Савенкова А.В. Индивидуально-типологические особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, психологического благополучия и академической успеваемости учащихся пятых классов // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 4. C. 15–23. https://doi.org/10.17759/pse.2022270402

Веракса А.Н., Корниенко Д.С., Чурсина А.В. Мотивы использования соцсетей, факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков в связи с интеграцией социальных сетей в ежедневную активность // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 30–46. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.3

Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18, № 6. С. 114–120.

Гордеева Т.О., Сычев О.А. От чего зависит психологическое благополучие российских подростков: анализ результатов PISA 2018 // Сибирский психологический журнал. 2023. № 88. С. 85–104. https://doi.org/10.17223/17267080/88/5

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 32–42. https://doi.org/10.17759/pse.2019240303

Данилова М.В., Рыкман Л.В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. C. 40–50. https://doi.org/10.17759/pse.2018230505

Дубровина И.В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 3. С. 9–21. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170301

Зинченко Ю.П. Психологическое благополучие и психическое здоровье // В сборнике: Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества: Материалы научно-практической конференции Москва, 29 октября 2018 г. / Под ред. Г.П. Костюк. М.: ООО Издательский дом «КДУ», 2019.

Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Проблема психологического и эмоционального благополучия детей и жизнестойкости их родителей в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 52–63. https://doi. org/10.17759/jmfp.2023120305

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности (2-е изд.). М.: ЛЕНАНД, 2011.

Лубовский Д.В., Милова Н.С. Диагностика психологического благополучия младших школьников в условиях школьного и семейного обучения // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 4. C. 52–65. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120404

Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка – детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 4. С. 6–12.

Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. №1. С. 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01

Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека: 2-е изд. М.: Наука, 2012.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 2. С. 27–37.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 109–123.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 4. С. 5–21. https://doi.org/10.17759/pse.2019240401

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для подростков // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 103–109.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г., Потанина А.М., Кондратюк Н.Г., Филиппова А.В., Цыганов И.Ю. Благополучие, саморегуляция и успеваемость младших подростков: ресурсы и развитие / Под общей редакцией В.И. Моросановой. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2023, в печати.

Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 4. С. 26–34. https://doi.org/10.17759/ chp.2020160403

Потанина А.М., Моросанова В.И. Индивидуально-типические особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, психологического благополучия и академической успеваемости учащихся 6-х классов // Теоретическая и Экспериментальная Психология. 2022. Т. 15, № 1. С. 52–78. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-1-52-78

Потанина А.М., Моросанова В.И. Регуляторные и личностные ресурсы успешности школьного обучения: индивидуально-типологические аспекты // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, № 5. С. 65–75.

Прихожан А.М. Разработка модели психологического благополучия подростков и юношей // Психология и школа. 2010. № 2. С. 3–28.

Рубцов В.В., Романова Е.С. Технологии психолого-педагогической работы в системе образования (итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2019) // Социальные науки и детство. 2020. Т. 1, № 1. С. 100–113. https://doi.org/10.17759/ssc.2020010108

Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 64–76. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100206

Фомина Т.Г., Филиппова Е.В., Жемерикина Ю.И. Регуляторные и личностные ресурсы психологического благополучия и академической успеваемости младших школьников: дифференциально-психологический аспект // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. C. 32–47. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140203

Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

Anglim, J., Horwood, S., Smillie, L. D., Marrero, R.J., Wood, J.K. (2020). Predicting psychological and subjective well-being from personality: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 146 (4), 279–323. https://doi.org/10.1037/bul0000226

Fomina, T.G., Burmistrova-Savenkova, A.V., Morosanova, V.I. (2020). Self-Regulation and Psychological Well-Being in Early Adolescence: A Two-Wave Longitudinal Study. Behavioral Sciences, 10 (3), 67. https://doi.org/10.3390/bs10030067

Joshanloo, M. (2023). Reciprocal relationships between personality traits and psychological well-being. British Journal of Psychology, 114, 54–69. https://doi.org/10.1111/bjop.12596

Massé, R., et al. (1998) The Structure of Mental Health: Higher-Order Confirmatory Factor Analyses of Psychological Distress and Well-Being Measures. Social Indicators Research, 45, 475– 504. https://doi.org/10.1023/A:1006992032387

McCrae, R.R., Costa, P.T., Jr. (2013). Introduction to the empirical and theoretical status of the five-factor model of personality traits. In T.A. Widiger P.T., Costa (Eds.). Personality disorders and the five-factor model of personality, (pp. 15–27). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/13939-002

Morosanova, V.I., Fomina, T.G., Bondarenko, I.N. (2021). Dynamics of Interrelationships between Conscious Self-regulation, Psychological and School-related Subjective Well-being in

Adolescents: Three-year Cross-lagged Panel Study. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (3), 34–49. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0303

Morosanova, V., Ovanesbekova, M., Bondarenko, I., Fomina, T. (2018). Self-Regulation Of Learning Activity In Students With Differing Dynamics Of Psychological Well-Being. In S. Malykh, & E. Nikulchev (Eds.), Psychology and Education — ICPE 2018, Vol 49. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 471–481). Future Academy. https://doi. org/10.15405/epsbs.2018.11.02.52

Potanina, A.M., Ishmuratova, Y.A., Bondarenko, I.N. (2020). Conscious Self-Regulation, Personality Features and Academic Success in Students With Different Dynamics of Psychological Well-Being. In V.I. Morosanova, T.N. Banshchikova, & M.L. Sokolovskii (Eds.), Personal and Regulatory Resources in Achieving Educational and Professional Goals in the Digital Age, 91. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 156–164). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.04.20

Ryff, C.D. (1995). Psychological Well-Being in Adult Life. Current Directions in Psychological Science, 4 (4), 99–104. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep10772395

Ryff, C.D. (2013). Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of eudaimonia. Psychotherapy and psychosomatics, 83 (1), 10–28. https://doi.org/10.1159/000353263

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-28

Поступила: 28.09.2023

Принята к публикации: 29.11.2023

Дата публикации в журнале: 12.12.2023

Ключевые слова: психологическое благополучие; личностные черты; осознанная саморегуляция; младшие подростки; траектории; кривые роста

Доступно в on-line версии с: 12.12.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023