Личностный потенциал спортсмена как предиктор результата соревновательной деятельности
Аннотация
Актуальность. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о поиске дополнительных ресурсов повышения результативности соревновательной деятельности российских спортсменов. Личностный потенциал спортсмена является одним из значимых факторов, обеспечивающих высокие спортивные результаты.
Цель. Выявить компоненты личностного потенциала спортсмена, являющиеся предикторами результативности соревновательной деятельности в разных видах спорта.
Выборка. В исследовании приняли участие 243 спортсмена, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет, участники I Всероссийской спартакиады сильнейших спортсменов в 2022 году (М = 25,55; SD = 4,95; 31,3% мужчин). Виды спорта включали самбо, дзюдо, бокс, фехтование, легкую атлетику и стрельбу.
Методы. Использовался авторский опросник «Личностный потенциал» (ЛП). Шкалы опросника позволяют оценить общий уровень ЛП и пять его компонентов: включенность, осмысленность, позитивность, интернальность и независимость. Для оценки успешности соревновательной деятельности учитывались результаты выступления (с первого по десятое место).
Результаты. Непараметрический дисперсионный анализ выявил различия между атлетами различных видов спорта по общему уровню ЛП и выраженности таких его компонентов, как «включенность» и «позитивность», в то время как по компонентам «осмысленность», «независимость» и «интернальность» различий не наблюдалось. Множественный регрессионный анализ позволил определить значимые компоненты ЛП, вносящие вклад в результативность спортсменов в зависимости от вида спорта. Для спортсменов, занимающихся самбо, значимыми являются «включенность», «осмысленность» и «независимость». Для дзюдоистов «включенность» является значимым предиктором только при учете уровня спортивного мастерства. Для боксеров «независимость» является значимым только с учетом возрастного фактора. Для легкоатлетов значимы «осмысленность» и «позитивность». Для спортсменов, занимающихся стрельбой, в результат соревновательной деятельности вносят вклад «позитивность», «независимость» и «интернальность». На результат спортивной деятельности в фехтовании влияют «позитивность» и «осмысленность».
Выводы. Личностный потенциал и его компоненты вносят различный по значимости вклад в результаты спортивной деятельности в зависимости от вида спорта. Диагностика личностного потенциала может служить инструментом прогнозирования результативности соревновательной деятельности. Результаты проведенного исследования будут полезны для психологического сопровождения спортсменов при подготовке к соревнованиям.
Литература
Бабушкин, Г.Д. (2023). Соревновательная деятельность в спорте и факторы, определяющие спортивный результат. Психопедагогика в правоохранительных органах, 28(2), 217–222.
Беспалов, Б.И. (2023). Теория и диагностика профессионально важных качеств компонентов спортивных актов. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 46(1), 175–200.
Бочавер, К.А., Резниченко, С.И., Бондарев, Д.В. (2023). Аутентичность и ментальная прочность спортсмена: эмпирическая модель. Экспериментальная психология, 16(4), 172–188. https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160412
Германов, Г.Н., Цуканова, Е.Г., Черенкова, Е.С. (2022). Психологический «портрет» высококвалифицированных спортсменов различных видов спорта. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 9(211), 529–534.
Гиссен, Л.Д. (2022). Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. Москва: Изд-во «Спорт».
Зотова, Е.А. (2020). Влияние эмоциональной устойчивости юных спортсменов на результативность соревновательной деятельности. Science and Education, 1(4), 109–125.
Камилов, К.А. (2016). Реализация личностно развивающего потенциала спортсменов-единоборцев. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 10(2), 12–18.
Китаева, М.В. (2006). Психология победы в спорте. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс».
Красмик, Ю.Н., Аймаганбетова, О.Х., Янчева, Т.С. (2023). Сравнительный анализ самореализации и мотивации спортсменов в зависимости от их профессиональной квалификации. Психология және социология сериясы, 84(1), 34–46. https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v84.i1.03
Кузьмин, М.А., Дорофеев, В.А. (2017). Психологическая адаптация к условиям соревнований в единоборствах. Теория и практика физической культуры, (5), 37–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29320476 (дата обращения: 11.12.2023).
Набойченко, Е.С., Носкова, М.В., Шершнев, В.Н. (2022). Психическая устойчивость спортсменов высших достижений в индивидуальных и командных видах спорта как ключ успешной спортивной деятельности. Перспективы науки и образования, 6(60), 445–458. https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.26
Нифонтов, М.Ю. (2018). Психологические спортивно важные качества, определяющие результативность футболистов. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 5(159), 381–383.
Сагова, З.А., Каптурова, В.М. (2017). Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте. Национальный психологический журнал, 2(26), 26–34. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0204
Сагова, З.А., Шаяфетдинова, Р.Р. (2019). Целеполагание как метод саморегуляции деятельности спортсменов-керлингистов с разным уровнем предсоревновательной тревожности. Национальный психологический журнал, (3), 113–124. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0312
Скорук, Е.А., Бабушкин, Г.Д. (2014). Переносимость психической нагрузки и ее влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов. Омский научный вестник, 3(129), 171–174.
Тымчиков, А.Ю. (2022). Психологические факторы эффективности соревновательной деятельности по профессиональному мастерству. Вестник университета, (8), 220–226. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-220-226
Уляева, Л.Г. (2023). Личностные ресурсы спортсменов: структура, содержание, психологические условия их реализации в детско-юношеском спорте: монография. Москва: Изд-во «Перспектива».
Харитонова, А.И. (2021). Личностный потенциал спортсменов как детерминанта профессионального мастерства: дисс. …канд. психол. наук. Мытищи.
Харитонова, А.И., Климова, Е.М. (2024). Разработка и первичная апробация опросника «Личностный потенциал» для спортсменов. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 21(1), 55–78. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2024-1-55-78
Яковлев, Б.П., Бабушкин, Г.Д., Апокин, В.В (2015). Психологические факторы, обусловливающие эффективную реализацию спортсменом своего потенциала в соревновательных условиях. Теория и практика физической культуры, (11), 83–85.
Blijlevens, S.J., Elferink-Gemser, M.T., Wylleman, P., Bool, K., Visscher, C. (2018). Psychological characteristics and skills of top-level Dutch gymnasts in the initiation, development and mastery stages of the athletic career. Psychology of Sport and Exercise, 38, 202–210. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2018.07.001
Burns, L., Weissensteiner, J.R., Cohen, M., Bird, S.R. (2022). A survey of elite and pre-elite athletes' perceptions of key support, lifestyle and performance factors. BMC Sports Science Medicine and Rehabilitation, (14), 2. URL: https://doi.org/10.1186/s13102-021-00393-y (accessed: 02.12.2023).
Den Hartigh, R.J.R, Niessen, A.S.M., Frencken, W.G.P., Meijer, R.R. (2018). Selection procedures in sports: Improving predictions of athletes' future performance. European Journal of Sport Science, 18(9), 1191–1198. https://doi.org/10.1080/17461391.2018.1480662
Filipiak, S., Łubianka, B. (2020). Locus of control in situations of successes and failures and personality traits in young athletes practicing team sports. Health Psychology Report, 8(1), 47–58. https://doi.org/10.5114/hpr.2019.90917
Forlenza, S.T., Pierce, S., Vealey, R., Mackersie, J. (2018). Coaching behaviors that enhance confidence in athletes and teams. International Sport Coaching Journal, 5(3), 205–212. https://doi.org/10.1123/iscj.2017-0040
García-Secades, X., Molinero, O., Ruíz Barquín, R., Salguero, A., De La Vega, R., Márquez, C. (2017). Resilience and recovery-stress in competitive athletes. Cuadernos de Psicologia del Deporte, 17(2), 73–80. URL: https://scielo.isciii.es/pdf/cpd/v17n2/psicologia_deporte2.pdf (accessed: 01.12.2023).
Gyömbér, N., Kovács, K., Lenart, A. (2016). Do psychological factors play a crucial role in sport performance? — Research on personality and psychological variables of athletes in Hungary. Cuadernos de Psicologia del Deporte, 16(1), 223–232.
Jowett, S., Nicolas, M., Yang, S. (2017). Unravelling the links between coach behaviours and coach-athlete relationships. European Journal of Sports & Exercise Science, 5(3), 10–19.
Pereira, R., Hreisemnou, M., Medeiros, T., Silva, W., Cardoso, F. (2021). Aspectos relacionados ao desempenho esportivo de judocas: uma revisão sistemática. Revista Brasileira de Psicologia do Esporte, 10(4), 356–374. https://doi.org/10.31501/rbpe.v10i4.11073
Piepiora, P. (2021a). Assessment of Personality Traits Influencing the Performance of Men in Team Sports in Terms of the Big Five. Frontiers Psychology, 12. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2021.679724 (accessed: 01.12.2023).
Piepiora, P. (2021b). Personality profile of individual sports champions. Brain and Behavior, 11(6). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/brb3.2145 (accessed: 01.12.2023).
Ronkainen, N.J., McDougall, M., Tikkanen, O., Feddersen, N., Tahtinen, R. (2021). Beyond health and happiness: An exploratory study into the relationship between craftsmanship and meaningfulness of sport. Sociology of Sport Journal, 38(4), 345–354. https://doi.org/10.1123/ssj.2020-0047
Samoylov, A.S., Petrova, V.V. (2021). Issues of climatic and geographical adaptation of athletes. Extreme Medicine, (4), 38–43. https://doi.org/10.47183/mes.2021.046
Schinke, R., Battochio, R., Dubé, T., Tenenbaum, G., Lidor, R., Lane, A. (2012). Adaptation processes affecting performance in elite sport. Journal of Clinical Sport Psychology, 6(2), 180–195. https://doi.org/10.1123/jcsp.6.2.180
Sultanov, M.B. (2024). The Association Between Social Desirability and Competitive Anxiety in Young Football Players with Different Qualifications. Psychology in Russia: State of the Art, 17(3), 114–124. https://doi.org/10.11621/pir.2024.0308
Tohănean, D., Chicomban, M. (2018). Personality and performance sport. Journal of Physical Education and Sport. Ovidius University Annals, Series Physical Education and Sport / Science, Movement and Health, 2, 609–613.
Veraksa, A.N., Yakushina, A.A. (2022). Testing of the Movement Imagery Questionnaire for Children on a Russian Sample of Young Athletes. New Ideas in Child and Educational Psychology, 2(3–4), 68–76. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0305
Zhang, L. (2023). Influence of athletes' anxiety on competition results. Revista Brasileira de Medicina do Esporte, 29(5). URL: https://doi.org/10.1590/1517-8692202329012022_0551 (accessed: 03.12.2023).
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-16
Поступила: 23.09.2024
Принята к публикации: 25.03.2025
Дата публикации в журнале: 02.04.2025
Ключевые слова: личностный потенциал; спортсмен; виды спорта; результативность; включенность; осмысленность; интернальность; независимость; позитивность
-
Для цитирования статьи: