Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Особенности взаимосвязи стресса и беспомощности в подростковом возрасте

Особенности взаимосвязи стресса и беспомощности в подростковом возрасте

Аннотация

Актуальность. Изучается проблема беспомощности и ее вклад в переживание повседневного и травматического стресса. Актуальность анализа психологических аспектов беспомощности обусловлена ее неоднозначной в настоящий момент трактовкой и как следствия недостаточности у человека личностных, в том числе, регуляторных ресурсов, и как личностной черты, и как вызванного объективными обстоятельствами состояния растерянности и безучастности.

Цель. Теоретико-эмпирический анализ характера связи стресса и беспомощности в подростковом возрасте.

Методы. Теоретический анализ источников, сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирических исследований по проблеме взаимосвязи стресса и беспомощности.

Результаты. В работе представлен теоретико-эмпирический анализ переживания беспомощности и ее проявлений в разных типах стрессовых ситуаций с учетом уровня воспринимаемого стресса и стратегии совладания. С целью анализа беспомощности как причины стрессового состояния и как его следствия данные эмпирических исследований, проведенных автором на детской и подростковой выборках, сопоставлены с результатами изучения повседневного стресса у взрослых (Головей и др., 2018). Показаны различия в переживании повседневного и травматического стресса и роль беспомощности в совладании с негативными последствиями разных типов стресса.

Выводы. Беспомощность как следствие воздействия стрессора и переживаемого в ответ стресса выступает для субъекта маркером новизны ситуации и сигналом к переходу к активным действиям, направленным на решение проблемы. В случае хронификации стресса происходит редукция содержания любой ситуации к переживанию беспомощности, вне зависимости от специфики ситуации. Существуют возрастные различия в переживании беспомощности как самостоятельного стрессора.

Литература

Анцыферова, Л.И. (2004). Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Москва: Изд-во Институт психологии РАН.

Бажин, Е.Ф., Эткинд, А.М. (1985). Цветовой тест отношений: метод. рекомендации. Ленинград: Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева.

Битюцкая, Е.В., Баханова, Е.А., Корнеев, А.А. (2025). Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией. Национальный психологический журнал, 2(18), 41–55.

Битюцкая, Е.В., Кунашенко, М.И. (2024). Стремление к трудности как тип восприятия жизненных ситуаций. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(1), 56–87. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-03

Головей, Л.А., Галашева, О.С. (2024). Опросник повседневных стрессоров для подростков. Психолого-педагогические исследования, 16(2), 77–97. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160205

Головей, Л.А., Петраш, М.Д., Стрижицкая, О.Ю., Савенышева, С.С., Муртазина, И.Р. (2018). Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров. Консультативная психология и психотерапия, 26(4), 8–26. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260402

Крюкова, Т.Л. (2010). Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Изд-во «Авантитул».

Прохоров, А.О. (2023). Ситуационные аспекты ментальной регуляции психических состояний. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(4), 13–27. https://doi.org/10.11621/TEP-23-26

Психологическая энциклопедия. 2-е изд. (2006). Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание. (2016). Под ред. А.Л. Журавлева, Н.В. Тарабриной, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенковой. Москва: Изд-во Институт психологии РАН.

Стрижицкая, О.Ю., Петраш, М.Д., Голубицкая, Д.И., Кузьмина, М.Г. (2023). Стереотип-зависимая беспомощность: постановка проблемы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(2), 136–146. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.201

Тарабрина, Н.В., Харламенкова, Н.Е., Падун, М.А., Хажуев, И.С., Казымова, Н.Н., Быховец, Ю.В., Дан, М.В. (2017). Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности. Москва: Изд-во Институт психологии РАН.

Фомина, Т.Г., Филиппова, Е.В., Бурмистрова-Савенкова, А.В., Моросанова, В.И. (2024). Стресс в образовательной среде и его влияние на академическую успешность и психологическое благополучие обучающихся. Национальный психологический журнал, 19(4), 148–160. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0410

Харламенкова, Н.Е., Казымова, Н.Н., Никитина, Д.А., Дымова, Е.Н., Шаталова, Н.Е., Гурьянова, Т.А. (2024). Опросник «Шкала воспринимаемого стресса для детей» (ШВС-Д): Адаптация и психометрические показатели. Экспериментальная психология, 17(2), 178–198. https://doi.org/10.17759/exppsy.2024170211

Харламенкова, Н.Е., Никитина, Д.А. (2023). Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого. Человек, 34(4), 76–96. https://doi.org/10.31857/S023620070027354-6

Харламенкова, Н.Е., Никитина, Д.А., Шаталова, Н.Е., Дымова, Е.Н. (2022). Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте — феномены «оставленности» и «вновлеченности». Клиническая и специальная психология, 11(3), 71–96. https://doi.org/10.17759/cpse.2022110303

Харламенкова, Н.Е., Никитина, Д.А., Шаталова, Н.Е., Дымова, Е.Н. (2024). Переживание стресса оставленности и беспомощности в подростковом возрасте. Психологический журнал, 45(2), 39–50. https://doi.org/10.31857/S0205959224020041

Циринг, Д.А., Пономарева, И.В. (2016). Средовые факторы формирования личностной беспомощности у детей и подростков. Вестник Российского гуманитарного научного фонда, (2), 142–154.

Abramson, L.Y., Seligman, M.E., Teasdale, J.D. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87(1), 49–74. https://doi.org/10.1037/0021-843X.87.1.49

Breggin, P.R., Stolzer, J. (2020). Psychological helplessness and feeling undeserving of love: Windows into suffering and healing. The Humanistic Psychologist, 48(2), 113–132. https://doi.org/10.1037/hum0000175

Buzzai, C., Sorrenti, L., Tripiciano, F., Orecchio, S., Filippello, P. (2021). School alienation and academic achievement: The role of learned helplessness and mastery orientation. School Psychology, 36(1), 17–23. https://doi.org/10.1037/spq0000413

Hiroto, D.S., Seligman, M.E. (1975). Generality of learned helplessness in man. Journal of Personality and Social Psychology, 31(2), 311–327. https://doi.org/10.1037/h0076270

Kubany, E.S., Ralston, T.C., Hill, E.E. (2010). Intense fear, helplessness, "and" horror? An empirical investigation of DSM-IV PTSD Criterion A2. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 2(2), 77–82. https://doi.org/10.1037/a0019185

Maier, S.F., Seligman, M.E.P. (2016). Learned helplessness at fifty: Insights from neuroscience. Psychological Review, 123(4), 349–367. https://doi.org/10.1037/rev0000033

Massazza, A., Joffe, H., Brewin, C.R. (2021). Intrusive memories following disaster: Relationship with peritraumatic responses and later affect. Journal of Abnormal Psychology, 130(7), 727–735. https://doi.org/10.1037/abn0000694

Meng, L., Lin, X., Du, J., Lu, X. (2022). How can employees break free from helplessness in critical work incidents? International Journal of Stress Management, 29(4), 330–341. https://doi.org/10.1037/str0000264

Milot, T., Lorent, A., St-Laurent, D., Bernier, A., Tarabulsy, G., Lemelin, J.-P., Ethier, L.S. (2014). Hostile-Helpless state of mind as further evidence of adult disorganized states of mind in neglecting families. Child Abuse and Neglect, 38(8), 1351–1357. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2014.02.015

Salcioglu, E., Urhan, S., Pirinccioglu, T., Aydin, S. (2017). Anticipatory fear and helplessness predict PTSD and depression in domestic violence survivors. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 9(1), 117–125. https://doi.org/10.1037/tra0000200

Seligman, M.E., Maier, S.F. (1967). Failure to escape traumatic shock. Journal of Experimental Psychology, 74(1), 1–9. https://doi.org/10.1037/h0024514

White, B.P. (2014). The perceived stress scale for children: A pilot study in a sample of 153 children. International Journal of Pediatrics and Child Health, 2(2), 45–52. https://doi.org/10.12974/2311-8687.2014.02.02.4

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-19

Поступила: 30.06.2025

Принята к публикации: 27.07.2025

Дата публикации в журнале: 14.08.2025

Ключевые слова: беспомощность; повседневный стресс; травматический стресс; адаптивный механизм; дезадаптивный механизм

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2025