Харламенкова Наталья Евгеньевна

доктор психологических наук
Заместитель директора по научным вопросам Института психологии Российской академии наук
-
Особенности взаимосвязи стресса и беспомощности в подростковом возрастеТеоретическая и экспериментальная психология 2025. № 3. c.27–42подробнее294
-
Актуальность. Изучается проблема беспомощности и ее вклад в переживание повседневного и травматического стресса. Актуальность анализа психологических аспектов беспомощности обусловлена ее неоднозначной в настоящий момент трактовкой и как следствия недостаточности у человека личностных, в том числе, регуляторных ресурсов, и как личностной черты, и как вызванного объективными обстоятельствами состояния растерянности и безучастности.
Цель. Теоретико-эмпирический анализ характера связи стресса и беспомощности в подростковом возрасте.
Методы. Теоретический анализ источников, сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирических исследований по проблеме взаимосвязи стресса и беспомощности.
Результаты. В работе представлен теоретико-эмпирический анализ переживания беспомощности и ее проявлений в разных типах стрессовых ситуаций с учетом уровня воспринимаемого стресса и стратегии совладания. С целью анализа беспомощности как причины стрессового состояния и как его следствия данные эмпирических исследований, проведенных автором на детской и подростковой выборках, сопоставлены с результатами изучения повседневного стресса у взрослых (Головей и др., 2018). Показаны различия в переживании повседневного и травматического стресса и роль беспомощности в совладании с негативными последствиями разных типов стресса.
Выводы. Беспомощность как следствие воздействия стрессора и переживаемого в ответ стресса выступает для субъекта маркером новизны ситуации и сигналом к переходу к активным действиям, направленным на решение проблемы. В случае хронификации стресса происходит редукция содержания любой ситуации к переживанию беспомощности, вне зависимости от специфики ситуации. Существуют возрастные различия в переживании беспомощности как самостоятельного стрессора.
Ключевые слова: беспомощность; повседневный стресс; травматический стресс; адаптивный механизм; дезадаптивный механизм
-
