Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Мотивационные профили аспирантов и их связь со стилем научного руководства и публикационной активностью

Мотивационные профили аспирантов и их связь со стилем научного руководства и публикационной активностью

Аннотация

Актуальность. В последние годы российские аспиранты демонстрируют низкий уровень защит квалификационных работ. Мотивация является важным психологическим, а стиль поддержки научным руководителем — межличностным факторами завершения аспирантуры и успешности аспирантов.

Цель. Целью исследования стало выявление характерных мотивационных профилей аспирантов и проверка их отличий по трем показателям мотивирующих стилей научного руководства, поддерживающих базовые психологические потребности аспирантов в автономии, компетентности и связанности.

Выборка. В исследовании приняли участие аспиранты российских вузов (N = 151; M = 26,7 лет; SD = 4,17).

Методы. Для оценки внутренней, разных типов внешней мотивации и амотивации научной деятельности использовался опросник «Универсальные шкалы типов мотивационной регуляции» UPLOC (Шелдон и др., 2015; Марчук, Гордеева, 2024), для оценки стилей научного руководства — «Краткие шкалы поддержки базовых психологических потребностей аспирантов» D-N2S (Van der Linden et al., 2018). Применялся также составленный для целей исследования опросник удовлетворенности обучением и оценка публикационной активности. Методы статистической обработки данных включали корреляционный анализ, анализ латентных профилей, дисперсионный анализ, расчет показателей надежности шкал.

Результаты. Выделены четыре мотивационных профиля аспирантов (автономно мотивированный (54%), интроецированный (13%), экстернальный (18%) и амотивированный (15%)). Показано, что данные четыре группы аспирантов значимо различаются по воспринимаемым стилям научного руководства (поддерживающий автономию, структурирующий и вовлеченный), удовлетворенности обучением и частично — публикационной активности. Автономный тип, отличающийся доминированием внутренней и идентифицированной мотивации работы над диссертацией, демонстрирует наиболее благоприятные показатели успешности и удовлетворенности.

Выводы. Мотивационные профили, отражающие доминирующие мотивы, демонстрируют ожидаемые связи со стилями научного руководства, удовлетворенностью обучением, намерениями его завершать и публикационной активностью аспирантов, причем, только половина аспирантов обнаружили оптимальный профиль мотивации написания диссертации. Соответственно, практики научного руководства, способствующие поддержке автономной мотивации аспирантов, связанной с их удовлетворенностью обучением и показателями публикационной активности, могут являться мишенью при организации повышения квалификации научных руководителей в вузах.

Литература

Бедный, Б.И., Рыбаков, Н.В., Жучкова, С.В. (2022). О влиянии институциональных трансформаций на результативность российской аспирантуры. Высшее образование в России, 31(11), 9–29. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-9-29

Гордеева, Т.О., Сычев, О.А. (2017). Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, (1), 67–87. https://doi.org/10.11621/vsp.2017.01.69

Гордеева, Т.О., Сычев, О.А. (2025). Мотивация выполнения домашних заданий: предикторы и поведенческие следствия. Национальный Психологический Журнал, (4).

Гохберг, Л.М., Дитковский, К.А., Евневич, Е.И., Коцемир, М.Н., Кузнецова, И.А., Мартынова, С.В., Пахомов, С.И., Полякова, В.В., Ратай, Т.В., Ревякин, С.А., Репина, А.А., Росовецкая, Л.А., Сагиева, Г.С., Стрельцова, Е.А., Тарасенко, И.И., Фридлянова, С.Ю., Юдин, И.Б. (2025). Индикаторы науки: 2025: статистический сборник. Москва: Изд-во Высшей школы экономики.

Марчук, Л.А., Гордеева, Т.О. (2024). От чего зависят удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения у современных аспирантов? Психологическая наука и образование, 29(4), 5–15. https://doi.org/10.17759/pse.2024290401

Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

Терентьев, Е.А., Кузьминов, Я.И., Фрумин, И.Д. (2021). Наука без молодежи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления. Москва: Изд-во Высшей школы экономики.

Шелдон, К.М., Сучков, Д.Д., Осин, Е.Н., Гордеева, Т.О., Рассказова, Е.И., Бобров, В.В. (2015). Разработка универсальной шкалы типов мотивационной регуляции (UPLOC). В кн.: Современная психодиагностика России: Преодоление Кризиса. Сб. тр. 3-й Всеросс. конф. по психологической диагностике: в 2 тт. Т. 1. (9–11 сентября, 2015 г.). Под ред. Н.А. Батурина. (С. 336–343). Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного ун-та.

Cao, F., Li, H., Chen, X., You, Y., Xue, Y. (2024). Who matters and why? The contributions of different sources of social support to doctoral students' academic engagement. European Journal of Education, 59(3), e12649. https://doi.org/10.1111/ejed.12649

Cornér, S., Pyhältö, K., Peltonen, J.A., Löfström, E. (2021). Interest, burnout, and drop-out intentions among Finnish and Danish humanities and social sciences PhD students. International Journal of Doctoral Studies, 16, 593–609. https://doi.org/10.28945/4867

Cornér, S., Tikkanen, L., Anttila, H., Pyhältö, K. (2024). Personal interest, supervisory and research community support and dropout intentions among Finnish PhD candidates. Studies in Graduate and Postdoctoral Education, 15(1), 1–18. https://doi.org/10.1108/SGPE-09-2022-0062

De Clercq, M., Frenay, M., Azzi, A., Klein, O., Galand, B. (2021). All you need is self-determination: investigation of PhD students' motivation profiles and their impact on the doctoral completion process. International Journal of Doctoral Studies, 16, 189–209. https://doi.org/10.28945/4702

Devos, C., Van der Linden, N., Boudrenghien, G., Azzi, A., Frenay, M., Galand, B., Klein, O. (2015). Doctoral supervision in the light of the three types of support promoted in self-determination theory. International Journal of Doctoral Studies, 10, 439–464. https://doi.org/10.28945/2308

Howard, J.L., Morin, A.J.S., Gagné, M. (2021). A longitudinal analysis of motivation profiles at work. Motivation and Emotion, 45(1), 39–59. https://doi.org/10.1007/s11031-020-09852-4

Kunz, C., Schneijderberg, C., Müller, L. (2024). Well‐supervised, highly motivated, and healthy? Using latent class analysis and structural equation modelling to study doctoral candidates' health satisfaction. Higher Education Quarterly, 78(3), 844–859. https://doi.org/10.1111/hequ.12479

Litalien, D., Gillet, N., Gagné, M., Ratelle, C.F., Morin, A.J.S. (2019). Self-determined motivation profiles among undergraduate students: A robust test of profile similarity as a function of gender and age. Learning and Individual Differences, 70, 39–52. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2019.01.005

Litalien, D., Tóth-Király, I., Guay, F., Morin, A.J.S. (2024). PhD students' motivation profiles: A self-determination theory perspective. Contemporary Educational Psychology, 77, 102279. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2024.102279

Magnusson, D. (2003). The person approach: Concepts, measurement models, and research strategy. New Directions for Child and Adolescent Development, 101, 3–23. https://doi.org/10.1002/cd.79

Meuleners, J.S., Neuhaus, B.J., Eberle, J. (2023). The role of scholarly identity and basic needs support during doctoral studies on career aspirations of early career scientists. Studies in Higher Education, 48(12), 1952–1965. https://doi.org/10.1080/03075079.2023.2217726

Pyhältö, K., Tikkanen, L., Anttila, H. (2024). Relationship between doctoral supervisors' competencies, engagement in supervisory development and experienced support from research community. Innovations in Education and Teaching International, 61(3), 555–569. https://doi.org/10.1080/14703297.2022.2160369

Rönkkönen, S., Tikkanen, L., Virtanen, V., Pyhältö, K. (2024). The impact of supervisor and research community support on PhD candidates' research engagement. European Journal of Higher Education, 14(4), 536–553. https://doi.org/10.1080/21568235.2023.2229565

Ryan, R.M., Deci, E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publ. https://doi.org/10.1521/978.14625/28806

Shin, M., Goodboy, A.K., Bolkan, S. (2022). Profiles of doctoral students' self-determination: susceptibilities to burnout and dissent. Communication Education, 71(2), 83–107. https://doi.org/10.1080/03634523.2021.2001836

Spurk, D., Hirschi, A., Wang, M., Valero, D., Kauffeld, S. (2020). Latent profile analysis: A review and "how to" guide of its application within vocational behavior research. Journal of Vocational Behavior, 120, 103445. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103445

Sverdlik, A., Hall, N.C., McAlpine, L., Hubbard, K. (2018). The PhD experience: A review of the factors influencing doctoral students' completion, achievement, and well-being. International Journal of Doctoral Studies, 13, 361–388. https://doi.org/10.28945/4113

Tóth-Király, I., Morin, A.J.S., Litalien, D., Valuch, M., Bőthe, B., Orosz, G., Rigó, A. (2022). Self-determined profiles of academic motivation. Motivation and Emotion, 46(2), 152–170. https://doi.org/10.1007/s11031-021-09918-x

Van der Linden, N., Devos, C., Boudrenghien, G., Frenay, M., Azzi, A., Klein, O., Galand, B. (2018). Gaining insight into doctoral persistence: Development and validation of Doctorate-related Need Support and Need Satisfaction short scales. Learning and Individual Differences, 65, 100–111. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.03.008

Vansteenkiste, M., Sierens, E., Soenens, B., Luyckx, K., Lens, W. (2009). Motivational profiles from a self-determination perspective: The quality of motivation matters. Journal of Educational Psychology, 101(3), 671–688. https://doi.org/10.1037/a0015083

Wang, J.C.K., Morin, A.J.S., Ryan, R.M., Liu, W.C. (2016). Students' motivational profiles in the physical education context. Journal of Sport and Exercise Psychology, 38(6), 612–630. https://doi.org/10.1123/jsep.2016-0153

Wollast, R., Aelenei, C., Chevalère, J., Van der Linden, N., Galand, B., Azzi, A., Frenay, M., Klein, O. (2023). Facing the dropout crisis among PhD candidates: The role of supervisor support in emotional well-being and intended doctoral persistence among men and women. Studies in Higher Education, 48(6), 813–828. https://doi.org/10.1080/03075079.2023.2172151

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-22

Поступила: 01.07.2025

Принята к публикации: 29.07.2025

Дата публикации в журнале: 03.08.2025

Ключевые слова: мотивация; профили мотивации; аспиранты; теория самодетерминации; стиль научного руководства; удовлетворенность обучением; психология образования

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2025